Летающие авианосцы: как американские дирижабли-гиганты пали жертвой стихии

В истории авиации существовали удивительные проекты, которые современники называли авиаматками или воздушными авианосцами. Эти летающие гиганты должны были покорить небесные просторы, но их судьба оказалась трагичной и поучительной.

Источник - Википедия

Эпоха воздушных гигантов

В 1930-х годах дирижабли воспринимались как будущее военной и гражданской авиации. Военно-морские силы США инициировали амбициозную программу по созданию «небесных авианосцев» — огромных дирижаблей, способных нести на борту авиагруппу. Два самых известных корабля этого класса, «Акрон» и «Мейкон», были настоящими инженерными чудесами: их длина превышала 200 метров, что сравнимо с футбольным полем. Каждый из них мог транспортировать до пяти лёгких разведывательных самолётов-бипланов F9C Sparrowhawk.

Основной задачей этих воздушных левиафанов была дальняя морская разведка и контроль обширных акваторий. Их конструкция включала в себя прочный металлический каркас, внутри которого размещались ангары для самолётов, а экипаж мог насчитывать до 100 человек.

Цирковой трюк в небе: взлёт и посадка

Самым зрелищным и сложным элементом эксплуатации была работа авиакрыла. Самолёты не имели собственной взлётной палубы. Для запуска их опускали через специальный Т-образный люк в нижней части дирижабля на лебёдке, после чего пилоты, отсоединившись, начинали самостоятельный полет. Посадка же напоминала рискованный акробатический номер. Лётчик должен был точно сблизиться с летящим дирижаблем, поймать специальную «трапецию» (подвесную раму) и зацепиться за неё крюком. Затем самолёт втягивали обратно в ангар. Этот процесс требовал невероятной точности и мастерства от пилотов.

Самолет F9C на трапеции. Источник - Википедия

Роковые катастрофы

Судьба обоих воздушных гигантов оказалась печальной. «Акрон» 3 апреля 1933 года попал в жестокий шторм у побережья Нью-Джерси. Мощные порывы ветра повредили конструкцию, и после нескольких часов борьбы дирижабль рухнул в ледяные воды Атлантики. Катастрофа унесла жизни 73 из 76 членов экипажа, включая видного адмирала Уильяма Моффетта, одного из главных сторонников дирижаблестроения.

Обратите внимание: Летающие ножницы Рутана.

Всего два года спустя, в феврале 1935 года, похожая участь постигла и «Мейкон». Над Тихим океаном у побережья Калифорнии он попал в турбулентность, получил серьёзные повреждения хвостового оперения и также потерпел крушение. К счастью, в этой катастрофе погибло только два человека из 83 находившихся на борту.

Конец эры и причины провала

Эти две трагедии поставили крест на программе дирижаблей-авианосцев. Флот США потерял доверие к подобным аппаратам, а Конгресс отказался выделять средства на новые проекты. Примечательно, что американские дирижабли заполнялись негорючим гелием, поэтому причиной их гибели стала не воспламеняемость, как у знаменитого «Гинденбурга», а конструктивная уязвимость. Огромные, но хрупкие стальные каркасы не выдерживали нагрузок, создаваемых сильными штормами и турбулентностью. Они оказались слишком уязвимыми для капризов погоды.

Наследие и возрождение идеи

Несмотря на провал, сама концепция «летающего авианосца» не умерла. Она получила развитие спустя десятилетия в виде систем, где крупные самолёты-носители (такие как модифицированные Boeing 747 или военно-транспортные самолёты) запускают беспилотные летательные аппараты или даже небольшие космические корабли. Идея мобильной воздушной платформы, расширяющей радиус действия авиации, оказалась верной, но в 1930-е годы для её реализации просто не существовало подходящих материалов и технологий. Проект опередил своё время почти на целый век.

Ежедневная порция технологических драм — в авторском телеграм-канале ТехноДрама

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Летающие авианосцы... Как США строили дирижабли для несения самолетов на борту и потерпели поражение от погоды.