20 июля 1992 года в аэропорту Тбилиси произошла трагическая авиакатастрофа. Грузовой самолёт Ту-154Б авиакомпании "Transair Georgia", выполнявший рейс в Минеральные Воды, не смог оторваться от взлётной полосы. На его борту находились 8 членов экипажа и 16 пассажиров, сопровождавших груз, а также около 20 тонн грузинского чая.

Тот самый борт (на заднем плане)
История самолёта
Воздушное судно с заводским номером СССР-85222 было произведено в июле 1977 года. Изначально оно обслуживало международные линии «Аэрофлота», а в 1979 году было передано в Тбилисский авиаотряд. В 1980 году самолёт даже участвовал в обслуживании Олимпийских игр, получив статус официального перевозчика. После распада СССР лайнер был перерегистрирован в Грузии и получил новый номер - 4L-85222.
Роковые нарушения при загрузке
Процесс подготовки к вылету был проведён с грубейшими нарушениями. Загрузка в Тбилиси проходила практически бесконтрольно. Фактически на борт было погружено на 6,4 тонны больше груза, чем было указано в официальных документах. При этом экипаж был проинформирован лишь о перегрузе в 3,4 тонны, а около 3 тонн чая были размещены в грузовом отсеке без ведома пилотов. В результате реальная взлётная масса самолёта превысила максимально допустимую более чем на 2 тонны. Кроме того, распределение груза привело к критическому смещению центровки вперёд, за пределы разрешённых значений.
Попытка взлёта и катастрофа
Экипаж, не подозревавший об истинных масштабах перегруза и нарушений центровки, начал стандартную процедуру взлёта. Во время разбега пилоты достигли расчётной скорости и начали поднимать носовую стойку, создав нормальный для взлёта угол тангажа. Однако, вопреки всем ожиданиям, самолёт отказался отрываться от земли.

Пробежав всю длину взлётной полосы, лайнер выкатился на грунтовую поверхность. Пройдя по ней ещё 490 метров, он с огромной силой врезался в здание курсового радиомаяка. От мощного удара конструкция самолёта начала разрушаться и переворачиваться.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Пролетев по инерции ещё 190 метров, воздушное судно врезалось в склон оврага и полностью разрушилось. Произошёл взрыв авиационного топлива, вызвавший сильнейший пожар. В этой катастрофе погибли все 24 человека, находившиеся на борту, а также 4 человека на земле. Ещё 10 человек на земле получили тяжёлые ранения.Причины и выводы расследования
Следственная комиссия установила, что основной причиной трагедии стал критический перегруз самолёта и нарушение его центровки. Экипаж был лишён возможности принять верное решение, так как не располагал точными данными о массе и распределении груза. Контроль за погрузочными работами полностью отсутствовал, а взаимодействие между лётным составом и персоналом грузового склада было организовано крайне плохо.
Расследование выявило глубокие системные проблемы. После того как грузовой склад был выделен в отдельное предприятие, чёткое распределение обязанностей по обеспечению грузовых рейсов было утрачено. Ни аэропорт, ни склад не взяли на себя ответственность за выполнение обязательных расчётов загрузки и центровки. В штате склада не было квалифицированных специалистов, способных проводить такие расчёты, что привело к фактически бесконтрольному выполнению грузовых перевозок. Дополнительным усугубляющим фактором стало отсутствие в аэропорту Тбилиси специальных центровочных графиков для грузовой конфигурации Ту-154, несмотря на регулярность подобных рейсов.
Таким образом, катастрофа стала следствием целого комплекса нарушений. Пилоты пытались поднять в воздух самолёт, который был не только перегружен, но и имел центровку, выходящую за пределы переднего эксплуатационного ограничения. К этому привели следующие ключевые обстоятельства: персонал склада проигнорировал обязательную процедуру взвешивания груза, взаимодействие между службами аэропорта было полностью нарушено, а необходимые контрольные инструменты и документация отсутствовали.
Расследования авиакатастроф в Telegram:
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Перегруженный рейс: катастрофа грузинского Ту-154 в Тбилиси.