Первый cross-country перелет eVTOL аппарата

Британская Vertical Aerospace отчиталась о совершении первого в мире полёта электрического летательного аппарата с вертикальным взлётом и посадкой (eVTOL) не вблизи аэродрома, а между двумя разными аэропортами (cross-country flight). VX4 пролетел 27 километров из испытательного центра в аэропорту Котсуолд до авиабазы RAF Fairford, где проходит авиашоу Royal International Air Tattoo (RIAT). В этот раз VX4 был единственной "электричкой" среди участников, что удивительно, поскольку ранее к полностью электрической авиации было больше внимания.

Как заявляется на сайте, максимальная скорость прототипа достигает 240 км/ч (150mph), а заряда батареи хватает на 160 км (100m) пути. Впрочем, данный полет аппарат провел на более скромных скоростях, не превышавших 185 км/ч при высоте 1500фт (обычной для малой авиации). Максимальная заявленная грузоподъёмность аппарата - 4 человека плюс пилот, хоть, глядя на фюзеляж, сложно понять, куда там запихать еще 4 пассажиров. Возможно, слова про 4 пассажиров отностся к рекламе еще не созданного серийного аппарата, изображенного на рендерах на сайте производителя

Первый полет данный прототип совершил год назад, в начале августа 2024 года

Данное фото привязного подлёта интересно тем, что показывает "кишки" механизма поворота несущих винтов

А проектирование началось еще 14 месяцами ранее. Vertical нацелена на сертификацию и ввод в эксплуатацию VX4 в конце 2026 года.

Впрочем, "первенство" можно оспорить: китайская eHang еще с марта 2024 года активно продаёт свои eVTOL аппараты, модель EH216-S, на торговой площадке Taobao.

Обратите внимание: Новый Ил-114-300 совершил первый полёт.

Эта модель, являющаяся, грубо, октакоптером (со сдвоенными роторами) плюс пассажирская кабина на 2 пассажиров, способная перевозить этих 2 пассажиров на скорости до 130 км/ч на максимальное расстояние 30 километров, является первым электрическим летательным аппаратом с вертикальным взлётом и посадкой (eVTOL), получившим сертификат CAAC.

С другой стороны, можно сделать замечание, что это не совсем тот класс - eHang Holding выпускает не просто eVTOL, но беспилотное летающее такси. С другой стороны, беспилотность не мешает ему оставаться eVTOL и летать между разными пунктами на расстояния до пары десятков км на коммерческой основе.

Коммерциализация (ака продажа коммерческим клиентам) стала возможной с октября 2023 года, когда Управление гражданской авиации Китая (CAAC) выдало компании сертификат безопасности на данную модель.Стоимость одного такого летающего такси составляет 2,39 млн юаней ($332 060).

Само собой, не стоит думать, что это единственные участники гонки электролётов. Индустрия городских авиатакси, пригородных перелетов, коротких междугородних перелетов, где электрички активно вытесняют классические вертолёты благодаря несравнимо меньшей цене лётного часа, имеет размеры порядка сотен миллиардов. Очевидно, что на этот пирог уже с десяток лет как слетелись "мухи" со всего мира. Вот краткий (нагло потыренный на вконтактиках ввиду природной лени) список участников гонки где-то годовой давности:


немецкий Volocopter
Боинг-Поршe
Archer 1, Archer 2, Archer Midnight, Archer Stellantis
Ehang
Autoflight, Prosperity I от AutoFlight
Toyota
Huyndai
Alakai
Airbus
МиСиС
Joby
SkyDrive
Российский комплекс Юпитер по организации U-space в городской среде
Alia-250c from Aircraft-BETA, CX-300 от них же, Beta-Tech
VX4 from Vertical Aerospace, он же
AirScooter от канадской Zapata
H1 от Doroni Aerospace
V-Speeder-X from V-Space

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Первый cross-country перелет eVTOL аппарата.