Авария Ан-24 в Благовещенске: как упрямство экипажа и плохая погода привели к катастрофе

Румайдей, энтузиаст авиации

Место происшествия аварии Ан-24.

Рейс в условиях надвигающейся грозы

8 августа 2011 года самолёт Ан-24РВ авиакомпании «ИрАэро» выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Иркутск — Чита — Благовещенск — Хабаровск. Модификация RV этого самолёта оснащена дополнительным реактивным двигателем в правой гондоле, который служит вспомогательной силовой установкой. Этот двигатель особенно полезен на плохо оборудованных аэродромах, так как помогает запускать основные двигатели, а также даёт дополнительную тягу при взлёте и в случае нештатных ситуаций.

Ан-24РВ. Автор: Сергей Макаров, Источник: https://russianplanes.net/id43972

У этого конкретного борта была долгая и насыщенная история: с 1976 года он летал в Юго-Восточной Азии, затем работал на ООН в Африке, а в мае 2011 года пополнил флот «ИрАэро».

Командиром воздушного судна в тот день был опытный пилот 52 лет, общий налёт которого превышал 11 000 часов. Однако его опыт именно в роли командира Ан-24 составлял лишь около 605 часов. После посадки в Чите на борт поднялись 36 пассажиров.

Роковое решение садиться

Вылетая из Читы, экипаж располагал прогнозом погоды в Благовещенске, который предупреждал о грозах, дожде и возможном ухудшении видимости. Несмотря на это, командир принял решение лететь. По мере приближения к месту назначения погода резко ухудшилась. К моменту захода на посадку фактическая обстановка была критической: порывы ветра до 14 м/с, видимость 350-450 метров, сильнейший дождь и гроза.

Этот самолёт выполнял миссии в интересах ООН. Автор: Ange, Источник: https://russianplanes.net/id6362

Заход на посадку выполнялся в условиях сильнейшей турбулентности. На высоте 200 метров самолёт попал в зону особо мощной болтанки. Уже на 80 метрах экипаж потерял из виду взлётно-посадочную полосу, хотя система предупреждения о близости земли подавала сигналы. Достигнув установленной высоты принятия решения (65 метров), пилоты, не видя ориентиров, обязаны были уйти на второй круг. Но этого не произошло.

Столкновение и грамотные действия в критический момент

Самолёт продолжил снижение, отклонился вправо от курса и на высоте ниже положенной врезался в деревья в 75 метрах от торца полосы. Осознав неизбежность столкновения, командир проявил хладнокровие и отдал приказ немедленно выключить двигатели и перевести винты в флюгерное положение. Эти действия, выполненные бортинженером, предотвратили возгорание и, возможно, спасли множество жизней.

После удара самолёт развернуло и снесло с курса. В результате аварии пострадали 9 пассажиров и 3 члена экипажа. Левую плоскость крыла оторвало, а правая стойка шасси была сломана. Эвакуация прошла организованно, всех пострадавших оперативно доставили в больницу Благовещенска.

Место происшествия после аварии.

Причины катастрофы: человеческий фактор и системные сбои

Следствие установило, что главной причиной аварии стал отказ экипажа уйти на второй круг после потери визуального контакта с землёй на высоте принятия решения. Была нарушена базовая процедура взаимодействия в кабине: бортинженер не доложил о достижении критической высоты, командир не озвучил своего решения («Садимся» или «Уходим»), а второй пилот, не услышав команды, не настоял на выполнении правил.

Показания командира были красноречивы: «[Через пять секунд после превышения высоты принятия решения]... Я увидел поляну с кустарником и взял штурвал…». Экипаж проигнорировал и сигналы системы предупреждения о сближении с землёй.

Обломки самолёта на месте аварии.

Расследование также выявило серьёзные системные проблемы. Метеообеспечение в аэропорту Благовещенск было неудовлетворительным: оборудование для измерения вертикальной видимости не прошло поверку, актуальные данные о резком ухудшении погоды не были своевременно переданы экипажу. Отмечены были и недостатки в организации полётов самой авиакомпанией «ИрАэро».

14 ноября 2012 года суд признал командира воздушного судна виновным в нарушении правил безопасности и приговорил его к полутора годам ограничения свободы.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Я увидел поляну, поросшую кустами, взял штурвал на себя…" Упертый экипаж и авария Ан-24.