ИС-5: Рождение Т-10 в горниле послевоенного кризиса советского танкостроения

Чтобы понять суть создания тяжёлого танка ИС-5 (известного как «Объект 730»), необходимо обратиться к сложной ситуации, сложившейся в советском танкостроении после Великой Отечественной войны.

Гонка конструкторов и её последствия

Начиная с 1944 года, разработка новых тяжёлых танков в СССР напоминала хаотичное соревнование между конструкторскими бюро. Вместо планомерной модернизации проверенного ИС-2, различные КБ параллельно и зачастую втайне друг от друга создавали совершенно новые, сложные проекты. Это приводило к распылению ресурсов и саботажу официальных заданий. Например, СКБ-2 Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) продвигало свой «Объект 701» (будущий ИС-4), а группа Ж.Я. Котина на Опытном заводе №100 в обстановке строжайшей секретности работала над «Объектом 252/253» (ИС-6).

Опытный образец "Объект 252" на испытаниях, 1944-й год

Результаты этой гонки оказались плачевными. «Объект 252» показал неудовлетворительные характеристики, а «Объект 253» с электромеханической трансмиссией потерпел серьёзную аварию. Даже «Объект 701», несмотря на все усилия ЧКЗ, был отвергнут из-за сомнительных испытаний и сложности производства.

Жертва спешки: неоднозначный успех ИС-3

Больше всего от этой неразберихи пострадали проекты глубокой модернизации ИС-2, которые в итоге вылились в создание принципиально нового танка «Объект 703» — знаменитого ИС-3. Из-за постоянных задержек его разработка велась в авральном режиме. Танк был принят на вооружение «авансом», без полноценных испытаний, что привело к множеству конструктивных недостатков. ИС-3 оказался «сырой» машиной, требующей постоянных доработок, и уже в 1946 году его производство было остановлено для масштабной программы модернизации.

Танки ИС-3 из состава 29-го гвардейского тяжёлого танкового полка на учениях; Московский военный округ; 1947-й год

Катастрофа ИС-4 и тупик ИС-7

В отсутствие альтернатив военные в 1946 году всё же приняли на вооружение «Объект 701» под индексом ИС-4. Однако этот танк обернулся настоящей катастрофой. Послевоенный ЧКЗ не справился с его производством: качество было крайне низким, а конструктивные дефекты — многочисленными. Приёмка танков неоднократно прекращалась, а попытки исправить недостатки затянулись на годы.

ИС-4 установочной партии; башня повёрнута назад; 1946-й год

Конструктор Н.Ф. Шашмурин так охарактеризовал ситуацию: «Проектируются и создаются внушительные, но не надежные ИС-4 и ИС-3... а воину между тем завершают "грубоватые" трудяги ИС-2».

Параллельно с 1945 года шли работы по созданию сверхзащищённого танка ИС-7 («Объект 260»). Однако этот 68-тонный гигант оказался слишком сложным для технологий того времени. Даже после многочисленных переделок он не прошёл государственные испытания, а необходимый для него мощный двигатель так и не был создан. К 1949 году Советская Армия осталась с парком устаревающих ИС-2, проблемными ИС-3, ненадёжными ИС-4 и без перспективной новой машины. Аналогичные проблемы преследовали и средние танки Т-44/Т-54.

ИС-7 обр. 1947 года на испытаниях на Гороховецком полигоне

Вмешательство сверху и новая задача

Только к 1949 году кризис в танковой промышленности достиг такого масштаба, что стал предметом рассмотрения правительства. Производство ИС-4 было окончательно остановлено, а все работы по неподъёмному ИС-7 — свёрнуты. Перед конструкторами поставили срочную задачу: создать новый тяжёлый танк, максимально используя уже освоенные узлы от ИС-4 и удачные наработки по ИС-7. Сроки были жёсткими: опытные образцы нужно было представить на испытания уже к августу 1949 года.

ИС-5 ("Объект 730") первого варианта перед заводскими испытаниями на ЧКЗ; 1949-й год

Как и следовало ожидать, танк, созданный в такой спешке, потребовал длительной доводки. Многочисленные испытания образцов 1949–1953 годов привели к огромному количеству изменений. В результате, предсерийные ИС-8 и, наконец, серийные Т-10 существенно отличались от первоначального ИС-5. В следующей статье будет подробно рассмотрена конструкция опытных машин первого и второго варианта.

Литература:

http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm

http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/shashmurin/

http://modernhistory.ru/d/fedorov_1.pdf

http://modernhistory.ru/d/fedorov_0.pdf

#ис5 #ис8 #т10 #советские тяжелые танки #советские танки

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Опытный тяжёлый танк ис-5 - первоначальный т-10.