
История создания сверхлегкого учебно-тренировочного самолета «Юниор» началась в 1986 году. Конструкторы Московского авиационного института (МАИ) разработали этот одноместный биплан на основе перспективных студенческих курсовых и дипломных проектов. Руководил проектом главный конструктор К. М. Жидовецкий, который сумел объединить теоретические наработки в практический летательный аппарат.

Первый полет и силовая установка
Изначально планировалось, что силовая установка для «Юниора» будет создана силами самого МАИ. Однако эти планы изменились, и на самолет в итоге установили 45-сильный двигатель, разработанный СКБ Харьковского авиационного института (ХАИ). Именно с этим двигателем самолет был впервые публично представлен на смотре сверхлегкой авиации (СЛА-87), проходившем в подмосковном Тушино в 1987 году. Это событие стало знаковым для советской авиационной школы.
Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Испытания прототипа проводил летчик В.В. Заболоцкий, чье мастерство было ключевым для оценки летных качеств новой машины.

Подготовка к взлету на аэродроме.

Самолет «Юниор» на выставке СЛА в Тушино, 1987 год.

Завершающая фаза полета — посадка самолета.
Эволюция проекта: от «Юниора-М» к «Первичной-2»
В процессе эксплуатации базовой модели выявились определенные проблемы с надежностью двигателя ХАИ. Это привело к созданию модификации «Юниор-М», на которой был установлен более надежный, хотя и менее мощный (40 л.с.), двигатель «Буран».

Модифицированный «Юниор-М» в полете.
Развитие концепции не остановилось. Конструкторы пошли дальше и кардинально переработали планер, создав на основе накопленного опыта двухместный моноплан, получивший название «Первичная-2». Для этой версии выбрали современный импортный двигатель Rotax мощностью 64 л.с. В 1989 году в Подольске успешно прошли испытания уже полутораместного варианта этого самолета, что подтвердило потенциал первоначальной идеи.
Тактико-технические характеристики
Эволюция самолета хорошо видна в изменении его ключевых параметров (в скобках приведены данные для модификации «Юниор-2» / «Первичная-2»):
Год постройки: 1987 (1989)
Тип двигателя: ХАИ-45 (Rotax 532)
Мощность двигателя: 45 л.с. / 31,3 кВт (64 л.с. / 47 кВт)
Взлетная масса: 280 кг (400 кг)
Масса пустого: 180 кг (190 кг)
Летные характеристики: Минимальная скорость — 60 км/ч, максимальная — 115 км/ч, вертикальная скорость — 3,5 м/с.
Геометрия: Длина самолета — 4,45 м, размах крыльев — 5,68 м (7 м у двухместной версии).
Как отмечает историк авиации В. В. Макаров в своей книге «МАИ самолетов», проект «Юниор» стал ярким примером успешного перехода от учебных проектов к реальным летательным аппаратам. Этой статьей завершается серия публикаций, посвященных разработкам Московского авиационного института.
Решения MAIA для гражданской авиации, длинный пост 1
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: «Юниор».