Viking Nene: забытый первопроходец реактивной пассажирской авиации

История гражданской реактивной авиации началась не с легендарной de Havilland Comet, а с гораздо менее известного самолёта — Viking Nene. Этот экспериментальный лайнер, созданный на базе поршневого Vickers VC.1 Viking, стал первым в мире реактивным авиалайнером, поднявшимся в воздух.

Первый прототип, 1946 год. Выглядел он довольно скромно.

От бомбардировщика к пассажирскому самолёту

Исходный Vickers VC.1 Viking был классическим поршневым авиалайнером, в конструкции которого использовались решения от знаменитого бомбардировщика Wellington. Совершив первый полёт в июне 1945 года и запущенный в серию в октябре 1946-го, «Викинг» успешно эксплуатировался до середины 1950-х. Однако инженерам пришла в голову смелая идея: что, если установить на этот проверенный планер новые реактивные двигатели?

Стандартный поршневой Vickers Viking в своём обычном виде.

Рождение реактивного «Викинга»

6 апреля 1948 года в небо поднялся 107-й планер «Викинга», кардинально модифицированный. На него установили два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Nene. Уже в июле того же года, в рекламных целях, этот самолёт совершил впечатляющий перелёт из Лондона в Париж всего за 34 минуты, развив скорость 646 км/ч. Это было на 200 км/ч быстрее, чем могли летать его поршневые собратья. Для конца 1940-х годов такие показатели выглядели более чем перспективно.

Кстати, по теме: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

К сожалению, этот триумф стал для Viking Nene и пиком, и концом карьеры.

Почему проект закрыли?

Несмотря на выдающуюся скорость, первые турбореактивные двигатели, такие как «Нин», имели два критических недостатка: чрезвычайно высокий расход топлива и недостаточную надёжность по меркам коммерческих авиаперевозок. Эти факторы делали самолёт экономически нежизнеспособным для авиакомпаний. Хотя Viking Nene прошёл полный цикл испытаний, интерес к нему быстро угас. Вскоре после завершения тестов самолёт был поставлен на прикол и фактически забыт.

Судьба пионера: он так и не перевозил платных пассажиров.

Вспомнили о нём лишь в 1954 году, когда с экспериментального лайнера демонтировали реактивные двигатели и заменили их стандартными поршневыми моторами, вернув машине облик обычного «Викинга». Так закончилась короткая, но яркая история первенца реактивной пассажирской авиации, который на несколько лет опередил знаменитую «Комету».

_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории авиации. Начал с аккаунта ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers» — если вам интересна авиация, заглядывайте. До новых встреч!

[My]Авиационное ОборудованиеLongpost 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Опередивший "Комету".