НМ-1: Амбициозный проект реактивного сверхзвукового разведчика Павла Цыбина

Проект НМ РСР (Натуральный Макет Реактивного Сверхзвукового Разведчика) стал одним из самых смелых и необычных детищ выдающегося советского авиаконструктора Павла Владимировича Цыбина. Его история — это рассказ о дерзкой инженерной мечте, столкнувшейся с суровой реальностью технологических и бюрократических ограничений.

От планеров к сверхзвуку: рождение амбиции

Павел Цыбин начинал свой путь с создания спортивных и экспериментальных планеров, включая десантные модели, которые даже использовались в экспедициях на Северный полюс. Однако к концу 1940-х годов интерес к планерной тематике угас, и конструктор загорелся идеей основать собственное конструкторское бюро. В 1954 году он направил в Кремль письмо, в котором пообещал создать самолёт с фантастическими для того времени характеристиками: скорость 3000 км/ч, высота полёта 30 000 метров и дальность 14 000 км.

Смелый проект, впечатливший чиновников

Чтобы его предложение не сочли фантазией, Цыбин подкрепил его профессиональной терминологией и описанием конструкции. Он предложил самолёт с трапециевидными крыльями и оперением, относительной толщиной профиля менее 3,5% (рекордный показатель для того времени) и амбициозным весовым совершенством (коэффициент возврата веса 80%). Проект предполагал использование алюминиевых сплавов, экипаж из одного человека и двигатели с тягой 9,5 тонн, существовавшие тогда лишь в теории. Некоторые источники также упоминают ранние работы по снижению радиолокационной заметности, что делает проект ещё более прорывным.

Долгий путь к реализации

Несмотря на скепсис, правительство дало проекту «зелёный свет», выделив Цыбину завод и КБ. Однако привлечь опытных инженеров из ведущих бюро оказалось сложно, что впоследствии сказалось на темпах работы. Проект, получивший обозначение РС (Реактивный Самолёт), был направлен на изучение в ЦАГИ, где им заинтересовался известный авиаконструктор Роберт Бартини. Бартини даже предложил создать на его основе беспилотную ракету для своего бомбардировщика А-57, но эта идея не была реализована.

От бомбардировщика-«ящерицы» к разведчику

Первоначально Цыбин видел в РС стратегический бомбардировщик с необычной концепцией: приблизившись к цели, самолёт должен был сбрасывать хвостовую часть, превращавшуюся в планирующую бомбу, а затем возвращаться на базу. Расчёты показали нереализуемость этой схемы, и концепция эволюционировала. Новый план предполагал воздушный старт с самолёта-носителя Ту-95Н, разгон с помощью жидкостных ракетных двигателей и крейсерский полёт на двух прямоточных воздушно-реактивных двигателях (ПВРД). Однако после успешных испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 Сергея Королёва интерес к стратегической авиации у руководства страны упал. Проект срочно перепрофилировали в РСР — реактивный сверхзвуковой разведчик.

Натурный макет: проверка идеи в металле

Скептицизм вокруг проекта был столь велик, что для доказательства жизнеспособности аэродинамической схемы решили построить упрощённый натурный макет — НМ-1. Это была летающая лаборатория без большей части оборудования и даже без штатного шасси: для взлёта использовалась тележка, а посадка осуществлялась на лыжу. 7 апреля 1959 года лётчик-испытатель Амет-Хан Султан впервые поднял НМ-1 в воздух. Несмотря на скромную максимальную скорость (около 490 км/ч), машина показала отличную управляемость и устойчивость, по оценкам пилотов, превосходя даже МиГ-21. Это доказало, что конструкция работоспособна, по крайней мере, на дозвуковых скоростях.

Битва за вес и проблема двигателя

Параллельно с испытаниями макета шла работа над полноценным РСР. Инженеры вели ожесточённую борьбу за снижение веса: применяли сварку вместо клёпки, создали уникальную ажурную конструкцию крыла, отказались от многих традиционных узлов. Однако главная проблема оказалась нерешаемой — отсутствие подходящего двигателя. Расчётные характеристики самолёта требовали двигателя Д-21, который так и остался на бумаге. Эксперименты с новыми, в том числе токсичными, сплавами также не увенчались успехом.

Закат проекта

В условиях смены приоритетов в пользу ракетной техники и организационных перетрясок в авиапромышленности проект РСР был обречён. В 1959 году КБ Цыбина присоединили к ОКБ Микояна, а затем перевели в ракетную отрасль. Незавершённый прототип РСР и заслуженный НМ-1 были разобраны на металлолом. Павел Цыбин впоследствии внёс значительный вклад в космическую программу, работая над разведывательным спутником «Зенит». А фрагменты его смелого самолёта, как гласит легенда, до сих пор покоятся где-то в запасниках МАИ.

История НМ-1 и РСР — яркий пример инженерной смелости, упорства и трагедии нереализованного потенциала, когда великая идея опередила своё время и возможности промышленности.

_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории. Я начал с аккаунта ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers», если вам нравится авиация, можете заглянуть туда. Не прощайтесь!

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Натуральный Макет Реактивного Сверхзвукового Разведчика.