История авиации знает множество амбициозных проектов, но немногие из них были столь масштабны и в то же время столь печальны, как судьба гидросамолета SaRo SR.45 Princess. Этот гигант с максимальной взлетной массой в 156 тонн и десятью двигателями должен был стать венцом британского авиастроения, но вместо этого стал символом инженерного оптимизма, столкнувшегося с суровой реальностью.

Автор признается, что едва не пропустил историю об этом уникальном летательном аппарате, сравниваемом с легендарным «Еловым гусем» (Hughes H-4 Hercules).
Мечта о трансатлантическом комфорте
Компания Saunders-Roe Limited, специализировавшаяся на строительстве летающих лодок, в 1945 году задумала создать нечто выдающееся. Целью был трансатлантический авиалайнер-амфибия на 105 пассажиров, предлагающий беспрецедентный уровень комфорта: спальные места, туалеты и даже коктейль-бар. Однако инженерная реализация оказалась невероятно сложной. Конструкторы предусмотрели герметичный и отапливаемый фюзеляж двойного сечения (в форме восьмерки), необратимые бустеры управления, мощную систему кондиционирования и убирающиеся стабилизирующие поплавки. Многие из этих решений были передовыми, но делали самолет чрезвычайно громоздким и сложным.

Оптимизм вопреки логике
Несмотря на скепсис потенциальных заказчиков, которые предпочли бы видеть такие технологии в обычном, «наземном» самолете, и полное отсутствие твердых контрактов, руководство Saunders-Roe с энтузиазмом приступило к постройке. Было решено строить сразу три прототипа. Критической ошибкой на раннем этапе стало легкомысленное отношение к выбору силовой установки — самолет проектировался, по сути, без готового двигателя.

Надпись на фото иронично предлагает временно «попробовать на шасси», подчеркивая несоответствие масштабов проекта и его технической базы.
Мытарства с двигателями
Первоначальный план с шестью мощными поршневыми двигателями Armstrong Siddeley Cobra рухнул. В качестве временной меры рассматривались моторы Rolls-Royce Tweed, но их производство было свернуто. После оценки нескольких вариантов выбор пал на новый турбовинтовой двигатель Bristol Proteus, который, однако, еще только разрабатывался. Его обещанные 4000 л.с. на стенде едва достигали 2500, и с ним было множество проблем. Инженерам пришлось срочно перепроектировать крыло, чтобы вместить не шесть, а целых десять таких ненадежных двигателей, восемь из которых работали в спаренных установках с соосными винтами.

Дорогостоящий долгострой
Пока в Бристоле доводили Proteus, строительство первого SR.45 почти завершили к 1949 году, но установить двигатели смогли лишь к 1952-му.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Два других прототипа медленно ржавели в ангарах. Финансовые итоги были катастрофическими: стоимость постройки одной «Принцессы» взлетела с запланированных 2,8 до 10,8 миллионов фунтов, а разработка двигателя подорожала более чем в десять раз.
Автор приводит ироничную поговорку о том, почему корабли в английском языке — «she» («она»): потому что их содержание требует огромных денег. Это в полной мере относилось и к гигантским дирижаблям, и к летающей лодке Princess.
Триумф инженерной мысли, никому не нужный
Несмотря на все проблемы, результат был впечатляющим. SR.45 Princess стал самым тяжелым цельнометаллическим гидросамолетом в мире и технологическим чудом. Но когда он, наконец, поднялся в воздух, мир авиации уже изменился. На регулярные рейсы вышел реактивный лайнер de Havilland Comet, и эра больших пассажирских летающих лодок безвозвратно ушла. Частные авиакомпании потеряли к проекту всякий интерес.

Бесславный конец
Последней надеждой были государственные заказы. Возникло предложение переоснастить самолет американскими турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney T34, но инженеры справедливо указали, что те физически не поместятся в конструкцию крыла. После этого чиновники окончательно отвернулись от проекта. Единственный летавший экземпляр «Принцессы» законсервировали в 1954 году, после всего двух лет испытаний. Все три гиганта были разобраны на металл в середине 1960-х.
_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории. Я начал с аккаунта ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers», если вам нравится авиация, можете заглянуть туда. Не прощайтесь!
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Самая жирная "принцесса" в истории.