
История Ил-103 началась в 1988 году, когда был объявлен конкурс на создание самолета первоначального обучения. Группа молодых специалистов ОКБ. С.В. Ильюшин под руководством А.В. Пупков выступил с инициативой начать проект по созданию такого самолета. Инициативу молодых сотрудников поддержал главный конструктор Г.В. Новожелов. В то же время конкурентные условия быстро изменились в пользу расширения области применения нового самолета. Технические требования содержат только необходимые параметры, что дает конструкторам большую свободу действий при выборе концепции и конструкции самолета.


В условиях конкурса есть еще одно интересное упоминание: «...технология должна быть простой, обеспечивающей низкую трудоемкость в различных условиях производства...». Это означает, что самолет предполагается выпускать серийно. Крайний срок защиты проекта — октябрь 1988 года.
На конкурс были представлены сотни предложений, и разнообразие проектов поражало воображение: от цельнодеревянных до цельнометаллических, двигатели варьировались от мотоциклетных до «жигулевских» и даже небольшой турбореактивный. Компетентное жюри отобрало 21 проект, среди которых разработки ОКБ им. С.В. Ильюшин. В проектировании приняли участие высококвалифицированные специалисты конструкторского бюро. С их помощью мы проделали большую работу по разработке аэродинамической компоновки. Несколько вариантов модели были испытаны в аэродинамических трубах. Мы придаем большое значение вопросам технического обслуживания в процессе эксплуатации и максимально упрощаем его. Чтобы расширить рынок, было решено создать и пассажирскую версию на 4–5 мест.


Основной проблемой при создании Ил-103 стал выбор двигателя. Как только началась работа над GV, Новожелов заявил: «Мы стабильная компания, нам нужно установить настоящий, надежный авиационный двигатель». В связи с полным отсутствием современных отечественных поршневых двигателей воздушного охлаждения требуемой мощности конструкторам пришлось остановить свой выбор на двигателе И0-360ЕС американской компании Teledyne Motors мощностью 210 л.с. С этой целью конструкторское бюро направило в США письмо с предложением о сотрудничестве и вскоре установило с компанией хорошие отношения. Компания открыла представительство рядом с конструкторским бюро: проблем с поставками и обслуживанием не возникло. Винт был стандартный — Hartzel диаметром 1,93 метра. Импортный двигатель с горизонтально расположенными цилиндрами идеально вписывается в силуэт будущего самолета, делая его легким и изящным. Самолет может быть оснащен бортовым радиоэлектронным оборудованием отечественного и зарубежного производства.


17 мая 1994 года первый опытный самолет Ил-103 поднял в воздух летчик-испытатель И.И. Гудков совершил первый полет. Хорошие летные характеристики позволили начать его серийное производство на Луховицком заводе. 30 января 1995 года поднялся в воздух первый серийный самолет. На нем летали многие летчики: почетный летчик-испытатель Абрамович, главнокомандующий ВВС П.С. Дейнекин и главный сертифицированный летчик США Джо Мисс. Летчики высоко оценили вращательные характеристики самолета и его поведение при сваливании (он не падал на крылья, а опускал нос и разгонялся). Во время испытания самолет приземлился без использования рулей высоты, руля направления, закрылков и запуска двигателей. Главное отличие Ил-103 от западных самолетов, таких как Piper, заключается в том, что он может выполнять фигуры высшего пилотажа. Наличие нескольких самолетов позволяет проводить сертификационные испытания. 15 февраля 1996 года самолет получил отечественный сертификат, соответствующий нормам летной годности АП-23. 9 декабря 1998 года Ил-103 получил сертификат летной годности FAR-23 США. Самолет Ил-103 получил признание на международном рынке и закупается многими странами. На Брюссельской выставке инноваций и изобретений «Эврика-95» Ил-103 получил золотую медаль.


Самолет может использоваться как воздушное такси; автомобиль берегового патруля; проводить научные исследования; и как мобильная лаборатория для мониторинга окружающей среды.

Сегодня Ил-103 используется в качестве учебно-тренировочного самолета ВВС Перу и Южной Кореи. В Беларуси, Лаосе и России самолет используется в лесном хозяйстве.


Тактико-технические характеристики самолета Ил-103
- Первый полет: 17 мая 1994 г
Производственные единицы: 66
Весь персонал:
- 1 человек
емкость:
- 3 пассажира
Размеры:
Длина: 8 м (26 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 10,56 м (34 фута 7,75 дюйма)
- Высота: 3,135 м (10 футов 3,5 дюйма)
- Площадь крыла: 14,71 м² (158,34 фут)
масса:
- Масса пустого: 900 кг (1984 фунта)
- Взлетная масса: 1310 кг (2888 фунтов
скорость:
- Максимальная скорость: (Vne = 340 км/ч, или 211 миль/ч); 220 км/ч (137 миль/ч)
Крейсерская скорость: 180 км/ч (112 миль/ч)
скорость подъема: (623 фута в минуту)
Дальность полета:
- 800 км (497 миль) (крейсерская скорость, пилот и 270 кг груза, запас топлива на 30 минут)
Потолок для хозяйственных нужд:
4000 м (9840 футов) (максимальная высота полета)

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ил-103.