Поселок Амдерма, расположенный в Ненецком автономном округе на берегу Карского моря, сегодня представляет собой угасающий населенный пункт. Это место, которое власти, кажется, забыли: здесь нет нормальных дорог, аэропорт закрылся, а из примерно двухсот жителей большинство просто выживает в окружении заброшенных зданий советской эпохи. Однако в конце 1970-х годов картина была совершенно иной. Амдерма была стратегически важным полувоенным поселком-оазисом на Крайнем Севере с населением более пяти тысяч человек. Здесь базировались истребители-перехватчики и радиолокационные станции, а высокие зарплаты и особое снабжение привлекали людей. Северяне могли позволить себе слетать на выходные в Ленинград или Москву, ведь авиабилеты были дешевы, а местный аэропорт принимал рейсы со всего СССР.

Амдерма в прошлом и настоящем
Роковой рейс из Архангельска
3 сентября 1979 года пассажирский самолет Ан-24 Архангельского авиаотряда выполнял регулярный рейс по маршруту Архангельск — Амдерма. В начале осени такие рейсы были переполнены: жители заполярного поселка возвращались с летних отпусков, проведенных на «большой земле». Как позже выяснилось, самолет был перегружен на 816 килограммов — пассажиры везли с собой много товаров, недоступных на севере. Экипаж состоял из четырех человек, но в кабине также находился штурман-стажер, чьи действия впоследствии сыграли роковую роль.

Самолет Ан-24, аналогичный разбившемуся
Цепь фатальных решений и ошибок
Полет проходил ночью. Незадолго до начала снижения и захода на посадку в аэропорту Амдермы штурман-инструктор неожиданно покинул свое рабочее место в кабине, оставив руководство ключевым этапом полета — снижением и посадкой — неопытному стажеру. Этот поступок, граничащий с преступной халатностью, поставил под угрозу жизни всех на борту. Командир корабля и остальной экипаж, по необъяснимым причинам, допустили эту ситуацию.
При заходе на посадку начали накапливаться ошибки. Экипаж доложил диспетчеру о высоте 600 метров, когда фактически самолет уже снизился до 480. Нарушая методику захода, пилоты не вывели самолет в горизонтальный полет на предписанной высоте, а лишь немного увеличили тягу двигателей. Перегруженная машина продолжала снижаться. Выйдя из облаков, экипаж ошибочно принял огни приближения за огни начала взлетно-посадочной полосы и перешел на визуальный полет, еще больше уменьшив мощность.

Схема аэропорта Амдерма
Пилоты летели в темноте над безориентирной местностью. Капитан не мог визуально определить высоту и полностью полагался на доклады штурмана-стажера, которые, как выяснилось, запаздывали и не соответствовали действительности. Сигнальная лампа, предупреждающая об опасной высоте, в кабине мигала, но ей не придали значения. Штурман докладывал «80 метров», когда до земли оставалось 65, затем «70 метров» при фактических 50. Цепочка ошибок привела к трагическому финалу.
Катастрофа и ее последствия
Самолет на высокой вертикальной скорости врезался в холм в 1850 метрах от взлетно-посадочной полосы. От страшного удара фюзеляж разломился, возник пожар. На месте крушения спасатели нашли лишь четверых тяжелораненых выживших: стюардессу, одного взрослого пассажира и двух детей. Один из детей позже скончался в больнице. Всего в катастрофе погибли 40 человек: 5 членов экипажа и 35 пассажиров.

Спутниковый снимок района аэродрома
Выводы комиссии: человеческий фактор и системные проблемы
Комиссия по расследованию установила, что причиной катастрофы стала совокупность грубых нарушений и проявлений «пофигизма» — халатного отношения к своим обязанностям. Основными факторами были:
- Оставление штурманом-инструктором своего поста в критической фазе полета.
- Многочисленные ошибки экипажа в пилотировании и навигации, включая неверное определение высоты.
- Непринятие решения об уходе на второй круг при явных отклонениях от глиссады.
- Перегруз самолета, усугубивший его поведение при заходе на посадку.
- Особенности аэродрома (расположение в котловине, специфика светосигнального оборудования), которые экипаж не учел.
Эта трагедия стала страшным уроком о том, к чему приводит пренебрежение правилами, самоуверенность и безответственность в авиации, где цена ошибки измеряется человеческими жизнями.

Аэропорт Амдерма в годы расцвета
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Гражданская авиация, Самолеты, Аэропорт, Авиакатастрофы, Амдерма, Архангельск, История авиации
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Всеобщий пофигизм и катастрофа Ан-24 в Амдерме.