Истребитель Ла-5: история создания, конструкция и боевой путь легендарного самолета

С началом Великой Отечественной войны выяснилось, что истребитель ЛаГГ-3, один из основных самолетов ВВС РККА, по ключевым параметрам серьезно отстает от новейших немецких машин Messerschmitt Bf 109F и Bf 109G. Это привело к сокращению его выпуска. Конструкция ЛаГГ-3, в основе которой лежала дельта-древесина, пропитанная импортной смолой, в условиях войны стала проблемой: поставки сырья были затруднены. Возврат к обычной древесине делал самолет тяжелее, а мощности двигателя ВК-105П для этого уже не хватало.

Производству ЛаГГ-3 грозило полное прекращение. Конструктору Семену Лавочкину требовалось срочное и эффективное решение для спасения проекта. Ключом к успеху было повышение мощности силовой установки. Изначально рассматривался новый двигатель М-107П, но он еще не был доведен до ума. Выход предложил моторостроитель Аркадий Швецов: установить на истребитель уже серийный двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82 (М-82) мощностью 1700 л.с., который был значительно мощнее прежнего.

До войны звездообразные двигатели на истребители почти не ставили, считая их слишком громоздкими. Однако Лавочкин принял смелое решение: максимально быстро переработать ЛаГГ-3 под новый мотор. Главным условием было внести минимальные изменения в конструкцию, чтобы не сорвать график производства. Так началась работа над самолетом, получившим индекс Ла-5.

Рождение нового истребителя

Основной сложностью стала установка широкого двигателя М-82 на относительно узкий фюзеляж ЛаГГ-3. Казалось, что без полной переделки средней части не обойтись. Однако заместитель Лавочкина, Семен Алексеев, нашел остроумное решение: нарастить фюзеляж, добавив второй слой обшивки по бокам. Конструкторы завода №21 блестяще справились с задачей. Уже в апреле 1942 года два опытных Ла-5 успешно прошли испытания, а к лету были завершены все тесты. Самолет показал выдающиеся характеристики: скорость до 600 км/ч на высоте и около 560 км/ч у земли.

Ла-5 унаследовал от ЛаГГ-3 схему деревянного одноместного моноплана с убирающимся шасси, но получил и важные улучшения. С 1943 года на самолет стали ставить новый фонарь кабины с бронестеклами, что значительно улучшило обзор, особенно в задней полусфере.

Конструкция и живучесть

Ла-5 оказался невероятно живучей боевой машиной. Его конструкция, за исключением дефицитной дельта-древесины, не требовала остродефицитных материалов. В ходе производства дельта-древесину постепенно заменяли обычной сосной, что почти не утяжеляло самолет. К 1944 году эту проблему окончательно решили, заменив деревянные лонжероны крыла на металлические.

Фюзеляж самолета был выполнен по схеме полумонокок из березового шпона. Для охлаждения мощного двигателя по бокам капота сделали регулируемые «щеки». Вооружение состояло из двух 20-мм пушек ШВАК, установленных над двигателем. Кабина пилота защищалась 10-мм бронеспинкой.

На фронтах войны

По решению Государственного Комитета Обороны производство Ла-5 было запущено в августе 1942 года. Осенью того же года первые полки получили новые истребители. Летчики сразу оценили его преимущества: высокую скорость, отличную скороподъемность и, что особенно важно, великолепную вертикальную маневренность, которой не хватало ЛаГГ-3.

Звездообразный двигатель воздушного охлаждения стал ключевым преимуществом Ла-5. Он был надежнее и живучее моторов с водяным охлаждением: пули и осколки не выводили из строя радиаторы. Кроме того, массивный двигатель служил дополнительной защитой пилота от огня спереди. Это позволяло советским летчикам смело идти на лобовые атаки. Ла-5 дебютировал в небе Сталинграда и быстро доказал, что может на равных сражаться с «Мессершмиттами» Bf 109F и даже с новейшими Focke-Wulf FW 190A.

Ла-5 стал машиной, на которой советские асы творили чудеса. 6 июня 1943 года старший лейтенант Александр Горовец на Ла-5 в одном бою сбил 9 немецких пикировщиков Ju 87. На этом же самолете свой боевой счет начал будущий трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, одержавший на Ла-5 и Ла-7 в общей сложности 62 воздушные победы.

Эволюция: от Ла-5 к Ла-7

Самолет постоянно совершенствовался. Уже в марте 1943 года появилась модификация Ла-5Ф с двигателем М-82Ф, у которого форсажный режим стал штатным. Эта машина превосходила Bf 109F в скорости и маневре. Вскоре на свет появился венец развития семейства – Ла-5ФН с двигателем М-82ФН мощностью 1850 л.с. и непосредственным впрыском топлива.

Ла-5ФН получил улучшенную аэродинамику, металлические лонжероны крыла, лучшее оборудование кабины и усиленное вооружение, включая возможность подвески ракет или бомб. Это был простой в управлении, быстрый и невероятно маневренный истребитель, который на малых и средних высотах превосходил все основные типы немецких истребителей.

На испытаниях в марте 1943 года Ла-5ФН показал скорость 650 км/ч. Его боевые качества блестяще подтвердились на фронте: в ходе войсковых испытаний летчики на 14 таких машинах провели 25 боев, сбив 33 вражеских самолета ценой потери 4 своих. Ла-5ФН принял боевое крещение летом 1943 года в epic-ом сражении на Курской дуге и стал сильнейшим советским истребителем того года.

Эволюция семейства завершилась появлением в конце 1943 года истребителя Ла-7 – дальнейшего развития Ла-5ФН. За счет улучшения аэродинамики и облегчения конструкции на нем удалось установить третью пушку. Ла-7 по праву считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. На самолетах семейства Ла-5/Ла-7 воевали десятки прославленных советских асов, включая Кирилла Евстигнеева, Владимира Попкова и Амет-Хана Султана.

Итоги производства

Серийный выпуск Ла-5 был налажен на нескольких заводах. Всего с 1942 по 1944 год было построено 10 003 самолета Ла-5 различных модификаций. Если же учесть и его преемника Ла-7, то общее количество выпущенных машин этого семейства превысило 21 тысячу, что стало весомым вкладом в победу в Великой Отечественной войне.

Тактико-технические характеристики Ла-5ФН

- Главный конструктор: С.А. Лавочкин
- Первый полет: 21 марта 1942 г.
- Годы производства: 1942 - 1944
- Выпущено: 9920 экземпляров

Экипаж: 1 человек
Габариты:
- Длина: 8,67 м
- Размах крыла: 9,76 м
- Площадь крыла: 17,5 м²
Масса:
- Пустого: 2706 кг
- Взлетная: 3168 кг
Двигатель:
- Тип: М-82ФН
- Мощность: 1850 л.с. (взлетная)

Летные данные:
- Макс. скорость у земли: 593 км/ч
- Макс. скорость на высоте: 648 км/ч (на 6250 м)
- Скороподъемность: 1064 м/мин
- Дальность полета: ~1000 км
- Практический потолок: 11200 м

Вооружение:
- Две 20-мм пушки ШВАК
- До двух 100-кг бомб ФАБ-100

Истребитель Ла-5 Великая Отечественная война Лавочкин военная история длинная колонка 1

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Ла-5.