Противолодочный Бе-12

Бе-12 «Чайка» — это советский и российский противолодочный самолет-амфибия, разработанный в ОКБ им. Бериева. Совершив первый полет в октябре 1960 года, он был принят на вооружение ВМФ в 1963 году. Самолет оснащен специализированным прицельным комплексом для поиска и уничтожения подводных лодок. За время своей службы Бе-12 установил 46 мировых рекордов, что подчеркивает его выдающиеся летные качества.

Дизайн и конструкция

Конструктивно Бе-12 выполнен по схеме высокоплана с характерным крылом типа «чайка». Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-20Д (3-й или 4-й серии), размещенных на крыльях, и вспомогательной силовой установки ТГУ-АИ-8 в хвостовой части. Фюзеляж спроектирован как двухпалубный планирующий катер с убирающимся трехопорным шасси и хвостовым колесом.

Фюзеляж разделен на 10 отсеков, восемь из которых являются водонепроницаемыми на высоту до 3,3 метра. Его каркас включает 71 шпангоут, продольные балки и рабочую обшивку. Конструкция обеспечивает непотопляемость даже при затоплении любых двух отсеков. Специфическая форма днища с переменной килеватостью и выпуклыми скулами уменьшает смачиваемую поверхность, а наличие двух ступеней облегчает управление углом атаки при взлете и посадке на воду. Стоит отметить, что многие конструктивные решения, направленные на повышение мореходности, несколько ухудшили аэродинамические характеристики планера. В средней части фюзеляжа расположен грузовой отсек с верхним и нижним люками, а также ниши для уборки основных стоек шасси.

Морское оборудование

Для маневрирования на воде самолет оснащен водяным рулем, который в полете фиксируется. Судовое оборудование, размещенное в рубке, включает якорь адмиралтейского типа, плавучие якоря, швартовные устройства, сигнальные средства и громкоговоритель. На палубе предусмотрены средства для постановки самолета на буй или якорь, а также для швартовки к судну.

Крыло и хвостовое оперение

Крыло — двухлонжеронное, трапециевидной формы. Его характерный излом («чайка») позволяет максимально удалить двигатели от водной поверхности. Механизация включает однощелевые закрылки, а для управления креном используются элероны с триммерами. На крыле размещены топливные баки и узлы для подвески вооружения. Стабилизирующие поплавки на консолях имеют особую установку, предотвращающую их погружение при взлете и посадке.

Хвостовое оперение состоит из стабилизатора с рулями высоты и двух килей, развернутых для компенсации реактивного момента воздушных винтов. На руле направления установлен якорный огонь и датчик уровня воды.

Экипаж и шасси

Экипаж самолета состоит из четырех человек: пилота и штурмана в носовой кабине, а также радиста и другого специалиста в средней части фюзеляжа. Для входа и выхода предусмотрены две двери.

Самолет имеет трехопорное убирающееся шасси с хвостовым колесом. Основные стойки убираются в ниши по бортам фюзеляжа. Гидравлическая система, состоящая из основной и резервной, управляет уборкой шасси, закрылками, рулем направления и другими агрегатами.

Системы самолета

Топливная система включает 12 крыльевых и один фюзеляжный бак общей емкостью 8600 кг керосина, с возможностью установки дополнительных баков. Пневмосистема отвечает за аварийную эвакуацию, герметизацию оборудования и открытие люков.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-20Д мощностью 5180 л.с. каждый, что обеспечивает тяговооруженность около 0,3. Двигатели оснащены системами автоматического флюгирования винтов и наземного торможения.

Вспомогательная силовая установка ТГУ-АИ-8, расположенная в хвосте, используется для запуска двигателей и питания бортовых систем на стоянке.

Оборудование: Бортовая электросеть включает системы постоянного и переменного тока. Пилотажно-навигационный комплекс состоит из автопилота, навигационной системы «Путь-1С», радиокомпасов, радиовысотомера и доплеровского измерителя. Радиооборудование обеспечивает связь и навигацию.

Противолодочное вооружение и модификации

Основу противолодочного комплекса составляет поисково-прицельная система ППС-12, включающая РЛС «Инициатива-2Б», вычислительную аппаратуру «Сирена-2М», систему «Баку» для работы с буями и магнитометр АПМ-60.

Вооружение размещается во внутреннем отсеке и на внешних узлах. Оно включает радиогидроакустические буи (РГБ-Н, РГБ-НМ), противолодочные бомбы (ПЛАБ-50, ПЛАБ-250-120), торпеды (АТ-1, УМГТ-1 «Орлан»). Часть машин была адаптирована для применения ядерных глубинных бомб («Скальп»), для чего имели специально оборудованные отсеки и системы безопасности.

Эксплуатация: Подготовка экипажей велась с 1965 года в 33-м Центре морской авиации (Николаев). Бе-12 состояли на вооружении полков всех четырех флотов СССР: Черноморского, Северного, Тихоокеанского и Балтийского.

Модификации:

  • Бе-12Н — с обновленной ППС «Нарцисс-12».
  • Бе-12П / Бе-12П-200 — противопожарные варианты.
  • Бе-12ПС — поисково-спасательный самолет.
  • Бе-12СК — носитель ядерного боеприпаса «Скальп».
  • Бе-14 — специализированный поисково-спасательный вариант (построен один).

Операторы и тактико-технические характеристики

Современные операторы: По состоянию на 2025 год, несколько самолетов остаются в строю: 6 Бе-12ПС в морской авиации ВМФ России и 4 Бе-12 в ВМС Вьетнама.

Тактико-технические характеристики Бе-12:

  • Габариты: Длина — 30.1 м, высота — 7.4 м, размах крыла — 30.2 м.
  • Двигатели: 2 x ТВД АИ-20Д по 5180 л.с.
  • Массы: Взлетная — 36000 кг, пустого — 24000 кг, топлива — до 9000 кг.
  • Скорость: Максимальная — 550 км/ч, крейсерская — 320 км/ч, на воде — 95 км/ч.
  • Дальность: 4000 км. Тактический радиус (с 3-часовым патрулированием) — 600-650 км.
  • Практический потолок: 12100 м.
  • Вооружение: Нормальная боевая нагрузка — 1500 кг, максимальная — 3000 кг.

Длина разбега составляет 1200 метров, а пробега — 1100 метров. Самолет способен эксплуатироваться при волнении моря до 3 баллов.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Противолодочный Бе-12.