От «Тигра» к «Фердинанду»: как неудавшийся танк Порше стал легендарной самоходкой

Эта история, полная технических парадоксов и курьёзных решений, могла случиться только в нацистской Германии с её специфическим подходом к созданию вооружений.

Вызов советских КВ и немецкий подход

Появление у Красной Армии мощных тяжёлых танков КВ заставило руководство вермахта срочно заняться разработкой собственной машины аналогичного класса. Однако процесс создания бронетехники в Третьем Рейхе кардинально отличался от советской системы. Ключевое различие заключалось в том, что производством занимались частные компании, конкурирующие между собой за государственный заказ. Это порождало не только соревновательность, но и порой нерациональное использование ресурсов.

Два конструктора, две философии

Задание на разработку нового тяжёлого танка получили две фирмы: «Порше» и «Хеншель». Фердинанд Порше, более известный широкой публике как создатель «народного автомобиля» Volkswagen, предложил радикально инновационную схему. Его танк использовал гибридную силовую установку: бензиновый двигатель вращал генератор, а вырабатываемое электричество питало два мощных электромотора, каждый из которых приводил в движение свою гусеницу. Инженеры «Хеншеля» пошли проверенным путём, разработав классическую механическую трансмиссию с прямым приводом от двигателя.

Адольф Гитлер, известный своей слабостью к «чудо-оружию», несмотря на слабое техническое понимание, был в восторге от проекта Порше. Фюрер практически гарантировал конструктору победу в конкурсе. Уверенный в успехе, Порше, не дожидаясь официальных результатов, рискнул и запустил в производство 90 шасси своей революционной машины.

Неожиданный поворот: победа надежности над инновацией

Однако конкурс, проведённый Управлением вооружений вермахта, выиграл более консервативный, но зато гораздо более надёжный и ремонтопригодный танк от фирмы «Хеншель». Специалисты, видимо, смогли убедить руководство, что в условиях реальной войны предсказуемость и простота важнее технологической экзотики.

В результате Порше остался с почти сотней готовых, но никому не нужных шасси. Ситуацию спасла другая проблема: у «Хеншеля» возникли сложности с производством башен для своего танка. Конструкция башни, разработанная инженерами Порше, оказалась более удачной, и её решили использовать. Так на свет появился знаменитый «Тигр», который стал своеобразным гибридом: корпус и ходовая часть от «Хеншеля», а башня — от «Порше».

Второе рождение: от танка к истребителю танков

Однако 90 готовых шасси с электромоторами всё ещё оставались без дела. Фердинанд Порше быстро нашёл им применение, предложив создать на этой базе тяжёлую самоходную артиллерийскую установку (САУ). Машину вооружили длинноствольной 88-мм пушкой, а её лобовую броню усилили до рекордных 200 мм, что на тот момент делало её практически неуязвимой для любой советской противотанковой артиллерии.

Сам Порше дал своей самоходке имя «Элефант» («Слон»), но в войсках она быстро получила прозвище «Фердинанд» — в честь своего создателя. Всего было переоборудовано ровно 90 машин, по числу заготовленных шасси. Именно сложная электромеханическая трансмиссия, бывшая гордостью Порше, стала «ахиллесовой пятой» этих монстров. Непробиваемые в лобовой проекции, «Фердинанды» массово выходили из строя из-за поломок ходовой части и электрики, что ярко проявилось во время их первого крупного боевого применения — в сражении на Курской дуге летом 1943 года. Но это, как говорится, уже следующая глава в истории этого неоднозначного образца бронетехники.

Спасибо, что дочитали до конца! Если материал был интересен, поставьте, пожалуйста, «лайк» и подпишитесь на канал «Танковая армия»!

#танки #германия #история бронетехники #танк #танк тигр

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Делали "тигр", получился... "фердинанд".