
Иван Кожедуб был трижды удостоен звания Героя Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, маршал авиации. Летчик сбил десятки самолетов противника и стал одним из выдающихся летчиков-асов мира. Своими достижениями он навсегда оставил след в истории.

Детство и юность.
8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб. В ранние годы он жил в селе Образиевка Глуховского района Черниговской области Украины, которое позже было переименовано в Шосткинский район Сумской области Украины.
Мальчик вырос в многодетной семье, был младшим из пятерых детей. Мать Ивана была домохозяйкой, а отец — церковным администратором. Именно он привил своему сыну любовь к книгам и чтению на всю жизнь.
В детстве Кожедуб начал заниматься гимнастикой, что помогло ему развить силу и выносливость, которые впоследствии пригодились ему в авиации. Мальчик тогда мечтал о ней и с восхищением смотрел на летчиков и солдат в форме.

Окончив семь классов, Иван был принят в вечернюю школу при фабрично-заводском училище в Шостке, в 7 километрах от родного города. Подростку пришлось пробежать дистанцию в любую погоду, что еще больше закалило его характер. В это время он начал помогать по дому и работать в библиотеке.
В 16 лет Кожедуб поступил в Шосткинский химико-технологический институт и жил в общежитии. Однажды он случайно увидел студентов аэроклуба и тоже захотел там учиться. Совмещать летную подготовку с учебой было непросто, но Иван позже признался, что не пропустил ни одного занятия.
После окончания техникума молодой человек поступил в Чугуевское авиационное училище. После окончания школы он получил звание сержанта и остался в училище инструктором. Когда военная обстановка обострилась, Кожедуб подал прошение об отправке на фронт, но получил отказ из-за нехватки квалифицированных кадров.

военная служба.
В 1941 году молодой человек вместе с профессорско-преподавательским составом и сотрудниками авиационного училища приехал в Шымкент (ныне Шымкент, Казахстан). Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а через несколько месяцев его прошение о направлении в зону боевых действий было удовлетворено. Для прохождения обучения Куждуб был направлен в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, базировавшейся в Иваново.
После обучения летчики оказались на Воронежском фронте. Однако первый боевой вылет оказался неудачным. Ла-5, пилотируемый Иваном Никитовичем, получил повреждения. К счастью, задняя часть была сделана из неразрушимого материала, что спасло жизнь пилоту. Одномоторный истребитель не подлежал ремонту.
Из-за нехватки самолетов Кожедуба пытались перевести на сторожевую должность, но его непосредственный командир увидел в нем потенциал. Летом 1943 года Иван получил еще одну звезду и начал службу в звании младшего лейтенанта. В результате этих изменений он был повышен до заместителя командира эскадрильи.

Иван каждый день доказывал свою преданность Родине, паря в небе и защищая советские земли. 5 июля 1943 года началась Курская битва. На следующий день молодой летчик впервые сбил вражеский самолет. С тех пор Кожидуб неоднократно демонстрировал свой героизм в небе, снова и снова атакуя и непрерывно выигрывая бои.

Зимой 1944 года за свои подвиги летчику впервые было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он сбил 25 самолетов противника. Вскоре Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Самолет подарил пчеловод из Сталинградской области Василий Конев.
В июле того же года Ивану Никитовичу было присвоено звание капитана и он был переведен на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. С этого момента солдат поднялся в воздух на новеньком истребителе Ла-7. В августе летчику-асу была присвоена вторая звезда Героя Советского Союза.

С началом Висло-Одерской кампании число побед Кожедуба продолжало расти. Он проявил себя не только как отважный летчик, но и как грамотный командир, его группа показала большую эффективность и понесла незначительные потери.
Герой сбил два последних вражеских истребителя над Берлином. В тот день два советских летчика вели бой с 40 противниками, значительно превосходящими их по численности, и выжили. Предвкушение близкой победы придавало им сил. Иван Никитович закончил войну, сбив 62 фашистских самолета.

По некоторым данным, Кожедуб одержал 64 победы в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что в 1945 году, незадолго до окончания военной операции, на хвосте его самолета появились два «американца». Приняв Ивана Никитовича за врага, американские солдаты открыли огонь по советским самолетам, но были разбиты.
Летом 1945 года Кожедубу в третий раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Столько же звезд у Александра Покрышкина, а у Георгия Жукова на одну больше.

После Великой Отечественной войны:
Для дальнейшего развития своей карьеры летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Авиационные заводы постоянно создают уникальные конструкции. Кожедуб запустил и испытал машину. Так, в 1948 году он совершил полет на самолете МиГ-15 и получил квалификацию летчика первого класса.
Вскоре началась новая война, на этот раз в Корее. Командир не мог допустить, чтобы 324-я истребительная авиационная дивизия лишилась руководства, поэтому он забрал летчиков с собой в Северную Корею. Официально он не принимал участия в воздушном бою. Командиром авиадивизии был полковник Кожедуб, он же Крылов. Ему запретили летать: опасались, что легендарного летчика могут арестовать или убить. Мы об этом позаботились. Но известный военный журналист Михаил Захарчук записал ответ героя для всех сомневающихся: «Летал ли я в Северной Корее? Как же не летать? Как только мой замполит Петухов прибыл в Москву, я сразу сел в кабину истребителя МиГ».

Дивизия Ивана Кожедуба была признана лучшей в Корее. Менее чем за 10 месяцев ее летчики одержали 216 воздушных побед и потеряли всего 27 самолетов. Им также удалось получить для исследований два знаменитых американских истребителя F-86 Sabre. Иван Никитович был награжден орденом Красного Знамени.
После возвращения из Южной Кореи герою было присвоено звание генерал-майора. Прошел обучение в KE. Высшая военная академия имени К. Е. Ворошилова. В 1964 году Кожедуб, уже будучи генерал-лейтенантом, был назначен заместителем командующего ВВС Московского военного округа.

Иван Никитович оставил службу в 1971 году в связи с переводом в Центральное управление Военно-воздушных сил. Спустя семь лет герой поступил на службу в Генеральную инспекцию Министерства обороны СССР. В 1985 году ему было присвоено звание маршала авиации.
Помимо военной службы, после войны Кожедуб участвовал в политической жизни страны. Избирался депутатом Верховного Совета СССР второго-пятого созывов.

Личная жизнь летчика складывалась удачно. В послевоенное время во время поездки в электричке он познакомился со своей будущей женой Вероникой Николаевной Кожедуб. Иван Никитович не решился сразу встретиться с девушкой, поэтому дождался на вокзале прибытия поезда. Когда он наконец нашел ее, он пригласил ее на танец, а затем сделал ей предложение.

Пара жила в гармонии до самой смерти актера. Они воспитали двоих детей — Наталью и Никиту. Наследница родила родителям внука Василия. У него была очень успешная медицинская карьера. Его сын окончил Военно-морскую академию и стал капитаном третьего ранга ВМФ СССР. Во время службы он женился на девушке по имени Ольга. В 1982 году в молодой семье родилась дочь Анна.

умереть.
В марте 1990 года он выступил с речью на III Съезде народных депутатов Советского Союза. Он стоял прямо и говорил достойным тоном. Возможно, можно было бы ожидать, что он расскажет о новом мышлении в армии, но Иван Никитович рассказал о самых болезненных и насущных проблемах: «Нас беспокоит участившиеся нападки на наши Вооруженные силы, стремление их дискредитировать и вбить клин между армией и народом. С молчаливого одобрения некоторых руководителей государства средства массовой информации продолжают пытаться оклеветать и дискредитировать нас». Пилот резко ответил: Страна в опасности и ее необходимо защитить.
Депутаты «демократической» межрегиональной группы попытались его освистать; После выступления некоторые перестали воздавать почести трижды герою и отворачивались, когда он шел по коридорам Думы. Однако большинство делегатов приветствовали пилота овациями стоя. Каждый день съезда царило оживление, но выступление Кожедуба не имело себе равных. С трибуны к нам обратилась сама история Великой Отечественной войны и ее символ — человек, никогда не изменивший своим убеждениям.
Иван Никитович Кожедуб не пережил последнее лето этой «огромной страны». 8 августа 1991 года сердце перестало биться. На этот раз ему тоже повезло. Он не видел, как рушилась страна, которую он защищал. Летом 1991 года он был готов защитить свой титул, и целая эпоха прошла.








Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Иван Кожедуб.