ЛаГГ-3: история «лакированного гарантийного гроба» — советского деревянного истребителя

Прозвище «Лакированный гарантийный гроб», которое часто приписывают истребителю ЛаГГ-3 времен Великой Отечественной войны, на самом деле появилось уже в послевоенные годы. Скорее всего, оно было придумано для создания более драматичного образа этой боевой машины и её непростой судьбы.

Рождение идеи: дерево вместо металла

Самолет ЛаГГ-3 стал результатом совместной работы трех талантливых конструкторов: Семена Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова. Аббревиатура ЛаГГ образована из первых букв их фамилий. Разработка началась в конце 1930-х годов под обозначением И-22, позже измененным на И-301. Ключевой особенностью проекта стал революционный для того времени подход: вместо дефицитного алюминия конструкторы сделали ставку на цельнодеревянную конструкцию с фанерной обшивкой. Это решение было продиктовано нехваткой легких металлов в СССР и позволило наладить массовое производство, избегая сложных сварочных работ.

Дельта-древесина: прорывная технология

Сердцем конструкции стал инновационный материал — дельта-древесина (пластифицированная древесина). Эта технология, разработанная инженером Л. Рыжковым, представляла собой своеобразный композит того времени. Она позволяла создавать чрезвычайно прочные детали, заменяя стальные трубы и дюралюминиевые элементы, которые использовались в каркасах самолетов Як и МиГ. К зиме 1940 года был готов первый опытный образец — ЛаГГ-1, который еще до первого полета пилоты прозвали «Королевским» за его идеальную полировку и темно-вишневый цвет. 30 марта 1940 года он успешно поднялся в воздух, показав высокие летные характеристики, сопоставимые с более легким Як-1, несмотря на больший вес.

Первые испытания и первые проблемы

Летчики-испытатели П. Стефановский и С. Супрун отметили простую и элегантную аэродинамическую форму нового истребителя, хороший обзор из кабины (кроме задней полусферы) и просторное рабочее место пилота. Управляемость была признана удовлетворительной, а на высоких скоростях вибраций не наблюдалось. Однако сразу выявились и недостатки: слабоватый двигатель, отсутствие вентиляции в кабине и повышенная нагрузка на органы управления.

Были и конструктивные недоработки: шасси забивалось травой при посадке, хвостовое колесо фиксировалось ненадежно, а тумблеры уборки шасси и закрылков в кабине были расположены неудобно, что могло привести к ошибке пилота. Отсутствие триммеров на элеронах и недостаточная компенсация рулей также затрудняли пилотирование.

Путь в серию и распад трио

Осенью 1940 года, после требования военных увеличить дальность полета, конструкцию доработали, установив в крыле дополнительные топливные баки. В это же время творческий союз конструкторов распался: Лавочкин уехал в Горький, Гудков остался в Москве, а Горбунов отправился в Тбилиси. Несмотря на это, в названии серийного самолета — ЛаГГ-3 — навсегда сохранились инициалы всех троих.

«Королевский» прототип и суровая серия

Серийное производство истребителя началось в 1941 году, и здесь начались главные проблемы. Идеально отполированный «королевский» прототип сменили машины, выпущенные в условиях эвакуации заводов, дефицита материалов и нехватки квалифицированных рабочих. Качество сборки резко упало: встречались неподключенные трубопроводы, забытые инструменты в фюзеляже, неровная обшивка. Все это увеличивало сопротивление и снижало скорость с расчетных 600 до 550 км/ч. Двигатели перегревались и забрызгивали маслом фонарь кабины и фюзеляж, что еще больше ухудшало аэродинамику и обзор.

Проблемы были даже с фонарем кабины: его делали из нитроцеллюлозы, которая мутнела на солнце. Пилоты часто летали с открытым фонарем, что снова снижало скорость. Гидравлическая система была ненадежной, известны случаи самопроизвольного выпуска или уборки шасси.

Сильные и слабые стороны вооружения

Вооружение ЛаГГ-3 изначально было мощным: 20-мм пушка, два крупнокалиберных и два обычных пулемета. Однако в ходе производства, стремясь облегчить машину и из-за нехватки оружия, вооружение постоянно упрощали, что вызывало недовольство летчиков. Но был у ЛаГГа и неоспоримый плюс: благодаря пропитке дельта-древесины и отсутствию в конструкции большого количества легковоспламеняющихся материалов, он был гораздо менее пожароопасен, чем, например, Як-1.

Эволюция в ходе войны

Конструкция ЛаГГ-3 постоянно менялась. Менялось вооружение, форма руля, система топливных баков. Радиооборудование было примитивным: передатчики стояли только на командирских машинах. С 11-й серии самолет стали адаптировать для штурмовки наземных целей, устанавливая держатели для бомб и реактивных снарядов.

Несмотря на все трудности, ЛаГГ-3 стал настоящим ветераном войны. Он воевал под Москвой, Ленинградом, в Крыму, на Кавказе и под Сталинградом. Первую воздушную победу на нем одержал старший лейтенант Бондаренко 13 июля 1941 года. На этом самолете сражались такие асы, как Г. Костылев, А. Камозин, А. Алелюхин, сбившие десятки вражеских машин.

В руках мастера

Главной проблемой часто была не сама машина, а низкий уровень подготовки молодых пилотов, которые попадали на фронт после ускоренных курсов. В руках же опытного летчика ЛаГГ-3 превращался в грозное оружие. Летчики отмечали его надежность, прочность и живучесть. Деревянная конструкция могла выдержать серьезные повреждения, которые были фатальны для цельнометаллических самолетов. Известны случаи, когда изрешеченный ЛаГГ-3 все же добирался до своего аэродрома, а при таране немецкого Bf 109 часто выживал именно советский деревянный истребитель.

Немецкие асы, такие как Герхард Баркхорн, вспоминали, что бои с умело пилотируемым ЛаГГом могли длиться десятки минут и были крайне тяжелыми. Советские летчики на этих машинах не раз вступали в бой с превосходящими силами противника и выходили из них победителями.

ЛаГГ-3, Великая Отечественная война, истребитель, воздушный бой, военная история, длинная колонка 15

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Лакированный гарантированный гроб».