
ОКБ-240 Ильюшина — советский средний противолодочный самолёт, разработанный на базе пассажирского Ил-18В. Самолет предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника, ведения морской разведки, поисково-спасательных операций и постановки минных заграждений как самостоятельно, так и во взаимодействии с противолодочными кораблями.

После окончания Второй мировой войны страны-победительницы получили многие результаты исследований и разработок Германии, в том числе ракетное оружие. США запустили программу «Поларис» и начали строительство подводных ракетоносцев. Программа основана на строительстве 41 атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Каждая подлодка оснащена 16 твердотопливными ракетами Polaris A-1 с дальностью полета до 2200 километров.
В 1960 году «Поларис» начал выполнять задачи боевого патрулирования. Из-за небольшой дальности пуска ракет 14-я эскадрилья ВМС США дислоцировалась в Великобритании, но уже в 1964-67 годах ракеты на пяти лодках были модернизированы, и дальность пуска достигла 4600 километров, что, несомненно, расширило боевые возможности подводных лодок класса «Поларис».

В то время Советский Союз проводил исследования по противодействию угрозе, исходящей от американских ракетных подводных лодок. Была разработана общая концепция поиска атомных подводных лодок и ее техническая реализация, в результате чего был создан первый отечественный противолодочный авиационный комплекс «Баку». Несмотря на все свои недостатки, ПЛК «Баку» серийно устанавливается на противолодочных вертолетах Ка-25ПЛ и самолетах-амфибиях Бе-12. Были попытки разработать противолодочный самолет на базе Ту-16 (Ту-16ПЛО), но особого успеха не имели — в составе ВВС Северного и Тихоокеанского флотов недолгое время эксплуатировалось по эскадрилье таких самолетов.

В связи с многочисленными недостатками и техническими несовершенствами системы «Баку» в 1957 году начались научно-исследовательские работы по теме «Можжевельник». Спустя два года 131-й институт приступил к разработке поисково-прицельной системы (ПСП) «Беркут» (Постановление Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 года). Разработкой радиогидроакустического буя занимается 753-й институт. Научно-исследовательская работа в рамках проекта «Элм» включает разработку противолодочного оружия.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 640-261 от 18 июня 1960 года задача по разработке противолодочного самолета была возложена на ОКБ-240 (тема ОКБ-240 «Тунец»). В качестве базового самолета для Ил-18ПЛО был выбран пассажирский самолет Ил-18В. В 1961 году в ОКБ-240 состоялась защита эскизного проекта, на которой присутствовало много приглашенных гостей, в том числе и авиация ВМФ в лице Группы перспективного планирования при Оперативном управлении, а также летчики, штурманы и инженеры авиации ВМФ, 33-го ЦБП и ПЛС.
Первый полет модифицированного самолета состоялся 27 сентября 1961 года под управлением летчика-испытателя В.К. Кокинаки. Самолет не был оснащен противолодочным оборудованием и вооружением, изменения коснулись планера и общесамолетных систем. С 15 мая по 12 июня 1962 года проводились испытания и отладка самолета Ил-38, оснащенного системой управления «Беркут». Модель используется для разработки сценариев размещения оборудования, компоновки отсеков экипажа и других вопросов. 10 марта 1963 года на самолет было установлено оборудование системы «Золотой орел» и начались испытания. Всего было проведено 147 испытательных полетов. Для моделирования работы буя был построен наземный гидроакустический полигон.
Второй этап плановых совместных испытаний продолжался с 2 октября по 28 ноября 1964 года. Всего было выполнено 19 полетов. Результаты испытаний оказались неудовлетворительными.

Испытания самолета проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 года на Черном море (аэродром Кировское). Всего было выполнено 87 полетов общей продолжительностью полета 287 часов, в том числе 10 полетов по настройке Golden Eagle и магнитометра общей продолжительностью полета 38 часов 15 минут. Установленные буи РГБ-1 обеспечивают обнаружение дизельных подводных лодок, идущих со скоростью 6–8 узлов (11,2–14,8 км/ч) при волнении моря 1–2 балла на дальностях от 1700 до 4000 м. Испытания самолета Ил-38 проводили летчики-испытатели 3-го управления 8-го Государственного научно-исследовательского института ВВС: старший летчик-испытатель полковник Сухнин, старший летчик-испытатель инженер подполковник Кузьменко, главный летчик-испытатель В.К. Кокинаки из ОКБ-240, летчик-испытатель А.Н. Трулин. Штурманы-испытатели: подполковник Н. Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний самолет был рекомендован к вводу в эксплуатацию, выявленные недостатки устранены. Дефектный список № 1 содержит 96 пунктов, которые необходимо устранить до начала эксплуатации самолета. ППС «Беркут» имеет тревожно низкую надежность — по результатам испытаний среднее время наработки на отказ составляет не более 6 часов.

Серийное производство Ил-38 осуществлялось в 1967—1972 годах на Машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном в районе Центрального аэродрома Московского аэропорта Ходёнка). Всего было выпущено 65 автомобилей, что в четыре раза меньше изначально запланированного. Частично это объясняется тем, что еще в 1962 году НИИ Минобороны СССР подготовил доклад, в котором говорилось, что наиболее эффективным средством борьбы с атомными подводными лодками с баллистическими ракетами является противолодочный самолет с боевым радиусом действия, вдвое превышающим радиус действия Ил-38. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 246-86 о создании дальнего противолодочного самолета Ту-142, оснащенного ракетным комплексом «Беркут»-95».

дизайн.
Ил-38 представлял собой четырехмоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным прямым трапециевидным крылом, обычным монопланным хвостовым оперением и передним трехопорным шасси. По сравнению с Ил-18, Ил-38 имеет два отапливаемых грузовых отсека в средней части фюзеляжа для загрузки поисково-ударных средств подводных лодок. Крыло было перемещено на три метра вперед, чтобы сохранить центр операции. Турбокомпрессор ТГ-16 установлен за задним грузовым отсеком. В качестве основных конструкционных материалов использованы алюминиевые сплавы Д16А-ТВ, Д16А-Т, АК-6 и сталь 30ХГСА.

тело.
Фюзеляж представляет собой полумонококовую конструкцию с круглым поперечным сечением и обшивкой из алюминиевых листов. Передняя часть фюзеляжа разделена полом на герметичную и негерметичную конструкции. Верхняя часть герметична до шпангоута 10 и представляет собой кабину, в которой могут разместиться рабочие места для 7 членов экипажа и различное электронное оборудование. Под полом расположен отсек для размещения передней стойки шасси и высоковольтный блок с параболической антенной РЛС «Беркут» в круглом обтекателе. За обтекателем находится открывающийся вниз люк, ведущий в отсек экипажа. В плоскости вращения винта к обеим сторонам фюзеляжа приклепаны усилительные пластины.

В центральной части за кабиной экипажа расположен передний грузовой отсек, над которым размещен контейнер с двумя мягкими фюзеляжными топливными баками, холодильной установкой и бортовым компьютером «Беркут ППС». Далее следует трехлонжеронная центропланная секция крыла, над которой расположен блок оборудования Резеда и астрономический компас. За средней частью находится задний грузовой отсек, в котором установлены блок оборудования «Золотого орла», кислородные баллоны и спасательный плот. За ним находится технический отсек с люком доступа по правому борту, в котором размещены 12 аккумуляторных батарей CAM-28, турбогенератор, кислородные баллоны, сервоприводы автопилота и магнитометр в задней части. В конце фюзеляжа находится хвостовая балка длиной 5,59 метра, в которой установлены магниточувствительные компоненты.
Такая конструкция позволяет людям проходить из кабины в задний технический отсек через весь фюзеляж.

крыло.
Крылья прямые, трапециевидные. Он состоит из центроплана и двух съемных двухлонжеронных структурных секций. Поперечный угол наклона крыла по линии законцовки составляет +3°. Геометрическое искажение очков составляет минус 1°. Крылья оснащены двухщелевыми закрылками Фаулера с электроприводом. Элероны используются для поперечного управления. Правый элерон имеет триммер.
Обшивка крыла выполнена из дюралюминиевых листов толщиной от 2,4 до 6 мм. Профиль крыла - в центральной части между внутренними гондолами - С-5, на консоли - С-3, между ними - переходной профиль.

Хвостовая часть в сборе.
Хвостовое оперение свободнонесущее, однокрылое, трапециевидное. Размах горизонтального крыла составляет 11,8 метра, вертикальное оперение имеет угол стреловидности 21°34′ по линии 1/4 хорды и угол горизонтальной стреловидности 6°50′. Использовался модифицированный профиль NACA-00 с относительной толщиной 12%. Киль и стабилизатор имеют кессонную и трехбалочную конструкцию. Оболочка изготовлена из дюралюминиевого листа. Все рули имеют устройства осевой компенсации и весовой балансировки, оснащены устройствами точной настройки. Рули оснащены сервокомпенсаторами.

силовая установка.
Четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М серии 6И с четырехлопастными винтами изменяемого шага АВ-64 серии 04А. Каждый двигатель имеет собственную масляную систему емкостью 228 литров (заполнено на 75%), часть масла используется в качестве рабочей жидкости для регулятора постоянной частоты вращения, командно-топливных приборов, указателя крутящего момента и системы аварийного флюгирования воздушного винта. Моторный отсек представляет собой балочную конструкцию, разделенную на три отсека титановой противопожарной перегородкой. В каждой гондоле внутреннего двигателя имеется отсек для основных стоек шасси.

Топливная система.
Он состоит из 24 плоскодонных баков и 1 фюзеляжного бака общей емкостью 35 153 литра авиационного керосина ТС-1. Подача топлива к левому и правому двигателям раздельная. Топливные баки на отъемных частях крыльев и нижней части центральной части фюзеляжа являются цельными, а топливные баки на внешней стороне крыльев и внутри фюзеляжа — из мягкой резины. Открыв кольцевой клапан, можно объединить левый и правый резервуары для воды.

Водородно-азотная система.
Она состоит из основной подсистемы, резервной подсистемы и нескольких автономных подсистем. Первая подсистема отвечает за уборку и раскладывание шасси, управление вращением передних колес, торможением колес, работой стеклоочистителей, а также открытием и закрытием бомболюка. Источниками энергии являются два поршневых насоса НП 25-5 на встроенном двигателе и два гидроаккумулятора. Два других гидроаккумулятора используются для торможения колес при парковке. Резервная гидравлическая система открывает и закрывает грузовые отсеки и люки доступа. Источником энергии является электронасосная станция НС-14. Основная и резервная системы используют общий бак для воды емкостью 49 литров. Азотная система используется для экстренного торможения, герметизации и открытия крышек люков во время полета. Азот хранится в баллонах.

Электрические системы самолетов.
Источником постоянного тока напряжением 27 В служат восемь генераторов СТГ-12ТМО-1000, установленных на двигателе. В качестве аварийного источника постоянного тока используются четыре аккумуляторные батареи 12CAM-28. Блок TG-16 может использоваться для питания бортовой сети автомобиля, когда он припаркован.
ТГ-16 оснащен стартер-генератором постоянного тока ГС-24А, который вращает турбину ТГ-16 при запуске и обеспечивает подачу постоянного тока в бортовую сеть для запуска маршевых двигателей после запуска. Электроснабжение объекта переменным током напряжением 115 В и частотой 400 Гц осуществляется от четырех однофазных генераторов СГО-12, а также от одного резервного генератора. Для питания наземного оборудования самолета при неработающем двигателе используется однофазный преобразователь ПО-1500.
Питание трехфазной сети переменного тока напряжением 36 В осуществляется двумя преобразователями тока двигателя PT-1500T.

Оборудование для жизнеобеспечения и спасения
Запас медицинского кислорода хранится в 19 стационарных баллонах КБ-1 емкостью 36 литров каждый и в переносном баллоне емкостью 7,6 литра для использования при перемещении внутри негерметичной части самолета. При покидании самолета на большой высоте может быть использован парашютный кислородный аппарат КП-23, рассчитанный на подачу кислорода в течение 11 минут.
Каждый член экипажа может быть экипирован комплектом морского спасательного костюма МСК-3М. Для вынужденного покидания самолета был оборудован парашютом типа С-5, переносным аварийным запасом НАЗ-7 и одноместной лодкой МЛАС-1-ОБ.
Для аварийной посадки на воду самолет оборудован верхним аварийным люком для выхода на фюзеляж, люком в верхней левой части центроплана для выхода на крыло и надувным спасательным плотом ПСН-6А.

Пилотажно-навигационное оборудование.
- Пилотажно-навигационный комплекс «Путь-4Б-2К»
- Автопилот АП-6Е
- Навигационная аппаратура АНП-3В
- Система ближней навигации и посадки РСБН-2С
- Система курсов ТКС-П
- Радиовысотомер РВ-4
- Радиокомпас АРК-11
- Допплер ДИСС-1
- Центробежный и высотный ЦСВ-1М-1Б.
Радиосвязное и радиотехническое оборудование.
- Самолетное переговорное устройство СПУ-7Б
- Командная радиостанция Р-802В
- Командная радиостанция Р-832 «Эвкалипт"
- КВ передатчик Р-847А «Призма"
- КВ радиостанция Р-836
- Передатчик КА "Пеленг"
- Станция предупреждения о радиационной опасности СПО-2
- Самолетный ответчик СО-57М
- Аппарат рентгеновский ДП-3Б
Часть самолетов также оснащалась станциями радиоразведки СРС-5 «Вишня".

Объективные меры контроля.
- Магнитофон МС-61Б
- Магнитный регистратор полетных данных МСРП-12-96
Противолодочное оборудование.
- Поисково-прицельный комплекс «Беркут-38»
- Магнитометр АПМ-60 или АПМ-73
В состав ППС «Беркут-38» входят панорамная радиолокационная станция со стабилизацией по крену и тангажу, бортовая приемно-индикационная аппаратура (СПИУ), бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) «Пламя», блок связи с цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), географический координатный пульт (ГПК), пульт ввода данных (ПВД) и др.
Данная радиолокационная станция предназначена для работы с буйковыми маяками, в круговом или секторном режиме измерений, а также в режиме детальных измерений поверхности MPM - Terrain Microplane.
Оборудование SPUI используется для контроля работы развернутых RGB-источников, прослушивания передаваемого ими шума морской поверхности, определения местоположения цели и выполнения ручного или полуавтоматического сопровождения.
Впервые в практике советского самолетостроения на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-264» в составе поисково-прицельной системы «Беркут-38», разработанной НИИ-131. Бортовая вычислительная машина «Пламя-264» создана на базе более ранней машины «Пламя-Вертолет», разработанной в НИИ-17. Компьютер был собран полностью на дискретных полупроводниковых основах, без использования микросхем и микрокомпонентов — только высокочастотные транзисторы и диоды, а память машины располагалась на ферритовых кольцах. Сборка производится на однослойной односторонней печатной плате.

ЦВМ-264 предназначен для решения логистических задач, возникающих при поиске и слежении за подводными лодками. Он автоматически управляет движением самолетов (через автопилот), вычисляет местоположение подводных лодок на основе данных буев, обрабатывает радиолокационную информацию, управляет РЛС при автоматическом сопровождении целей, подает сигнал на открытие бомболюка и автоматический сброс средств поиска и уничтожения, рассчитывает вероятность поражения цели выбранным средством и т д.
Самолет Ил-38 не оснащался противолодочным оборудованием.
Вооружение и оборудование Ил-38.
- Средства поиска подводных лодок - ненаправленный радиогидроакустический буй РГБ-1, пассивный направленный РГБ-2, автономная пассивно-активная гидроакустическая станция РГБ-3, РГБ-16 (144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3).
Кроме того, специально для самолетов разработан гидроакустический буй «Яуза» с функцией долговременной памяти, рассчитанный на пребывание в море до 2 месяцев и регулярное считывание информации с самолетов в полете. Строительные работы на буе были прекращены в 1979 году.
- Средства поражения подводных лодок - две противолодочные торпеды АТ-1, АТ-2 или ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3 (последние подходят только для Ил-38Н).
- Противокорабельные ракеты - В 2005 году ракета Х-35 была испытана на индийском модифицированном самолете Ил-38СД.
- Противолодочные бомбы, мины, спасательные контейнеры КАС, морские маркеры (направленные морские и авиационные бомбы ОМАБ-12Д) и т д
Самолет Ил-38 не имеет оптического и телевизионного бомбового прицела, поэтому сброс бомб, мин, спасательных контейнеров и других грузов осуществляется «на глаз», без прицеливания, и характеризуется большой дальностью рассеивания (КВО).
Самолет не имеет оборонительного стрелкового и пушечного вооружения.

Весь персонал
Экипаж Ил-38 состоит из семи человек: два пилота (капитан и второй пилот), штурман-навигатор, штурман-радиолокатор, оператор бортового приемно-индикаторного устройства (БРИП), бортинженер и радист.
Операция
В СССР первым подразделением, получившим Ил-38, стал 24-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк авиации Северного флота (аэродром Североморск-1) в 1968 году. 1969 г. — 77-й отдельный противолодочный авиационный полк Дальней авиации Тихоокеанского флота (аэродром Николаевка) и 1972 г. — 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского флота (аэродром Скулте).
Зарубежные миссии - 2 Ил-38 в Йемене с декабря 1979 по 1991 год, 2 Ил-38 в Эфиопии с 29 января 1981 по 1986 год и с 1982 по 1989 год. Два самолета Ил-38 регулярно используются в Ливии и выполняли разовые миссии в Мозамбике и Сирии.
С 1969 по 1981 год экипажи Ил-38 выполнили 4095 боевых вылетов с общим налетом 24 570 часов.
В настоящее время самолеты Ил-38 эксплуатируются следующими авиакомпаниями:
- 7050-я авиационная база Северного флота (Североморск-1).
- 7060-я авиационная база Тихоокеанского флота (Елизово)
- 7062-я авиационная база Тихоокеанского флота (Николаевка).
- 859-й центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Ейске.

потеря.
-1984. Авиакатастрофа. Николаевка, 77-й авиационный полк ВВС Тихоокеанского флота. Аварийное прекращение взлета. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, получил повреждения и был списан. Члены экипажа не пострадали.
-1984. Аэропорт Асмэры, Эфиопия. После атаки сепаратистов на аэропорт были уничтожены два самолета Ил-38 77-й эскадрильи авиации Тихоокеанского флота, экипажи не пострадали.
-1994. Авиакатастрофа. Североморск-1, 24-я воздушно-десантная дивизия авиации Северного флота. При посадке в условиях сильного снегопада и снежной метели самолет отклонился от траектории посадки и врезался в землю. Все члены экипажа погибли.
-2002. Два самолета Ил-38 315-й противолодочной эскадрильи ВМС Индии потерпели крушение на авиашоу, в результате чего погибли 12 человек. В обмен на разбившийся самолет Россия безвозмездно предоставила два самолета Ил-38.

Первоначальная боевая эффективность самолета была низкой, поисково-прицельная система имела чрезвычайно высокую отказоустойчивость, средний интервал между отказами бортовых ЭВМ составлял всего 1,5–2 часа, также была высокой (до 30%) отказоустойчивость основного радиобуя РГБ-1. По оценкам специалистов 33-го Центрального центра управления ВВС ВМФ, самолет Ил-38 примерно в 8–10 раз менее эффективен при поиске подводных лодок, чем аналогичный американский патрульный самолет «Орион".
Еще в 1969 году Министерство антимонопольной политики издало приказ о модернизации комплекса. Планировалось установить новейшую систему управления «Коршун-М» (на базе Ту-142М), заменить устаревшее навигационное оборудование (ЦГВ-10 и ТКС-П с курсовой и вертикальной системой отсчета «Румб»), а также установить САУ вместо автопилота АП-6Э и системы «Путь-4». Планируется также установить новый магнитометр «Бор-1С», аппаратуру гидрологической разведки, систему автоматического сброса отражателей АСО-2Б и др. в случае модернизации могут быть использованы новейшие инфразвуковые буи, чувствительность которых на порядок выше, а также взрывные источники звука от самолетов. В кабине планируется установить экран тактической обстановки. Предлагается заменить электротермическую противообледенительную систему самолета на электроимпульсную, а также заменить электрическую систему запуска двигателей самолета на воздушную, что позволит снизить массу самолета на 340 кг, в том числе за счет исключения пускового устройства.
Но поскольку бортовая ЭВМ «Пламя-264» не обеспечивала обработку информации от более новой системы «Коршун» бортовой ЭВМ «Аргон-15», данный комплекс доработок не проводился. То есть практически все целевые устройства необходимо полностью заменить. В результате на самолете был заменен только магнитометр.
В 1980-х годах в связи с устареванием ракетного комплекса «Золотой орел» было принято решение о модернизации самолета и использовании новых буев типа РГБ-16 и источников звука взрыва. Разработана аппаратура «Изумруда», включающая 68-канальную приемную аппаратуру «Волхов», аппаратуру обработки и отображения гидроакустической информации, радиогидроакустический буй РГБ-16 и блок сопряжения с ППС «Беркут» (ВИЗ не использовался). Всего было модифицировано около 12 самолетов.
В конце 1980-х годов в России началась разработка новой противолодочной системы «Новелла», однако из-за распада Советского Союза и отсутствия финансирования морская авиация ВМФ России не нуждалась в этой системе. Однако интерес к самолету проявили индийцы, которым принадлежит Ил-38. Новый самолет получил обозначение Ил-38СД (Морской дракон). Всего было модифицировано 6 самолетов.
Вскоре после этого Россия решила модернизировать отечественный Ил-38, установить на нем систему «Новелла» и присвоить ему название Ил-38Н. Это морской патрульный самолет, используемый для подводной, надводной и воздушной разведки, целеуказания, радиотехнической разведки и радиоподавления.

Исправлять
Ил-38 - Ил-38 с поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
Ил-38СД — современный патрульный и противолодочный самолет, оснащенный новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства Конструкторско-производственного объединения «Ленинец». В рамках модернизации самолета планируется продлить срок его технической эксплуатации на 10–15 лет. Дополнительные узлы подвески расположены под центропланом самолета (2 шт).
Ил-38Н («Новелла») — модернизированная версия самолёта Ил-38 ВМФ России, достигшая уровня Ил-38СД.
В эксплуатации
- Россия: Морская авиация - 15 Ил-38 и 7 Ил-38Н по состоянию на 2025 год.
- Индия: ВМС Индии - 5 Ил-38SD по состоянию на 2025 год.

Тактико-технические характеристики Ил-38
экипаж Ил-38
- 7 человек
Габариты Ил-38
Длина: 40.075
Размах крыльев: 37,4
- Высота: 10,12 м
- Площадь крыла: 140 кв.м
Средняя длина аэродинамической хорды: 3,0 м
- Колея шасси: 9,0 м
Вес Ил-38
- Масса пустого: 34 700 кг
- Максимальная взлетная масса: 68 000 кг
- Максимальная посадочная масса: 52 200 кг
- Масса внутреннего топливного бака: 26 650 кг
двигатель Ил-38
- Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М
- Мощность двигателя: 4×4250 л.с и. (4 × 3126 кВт (взлетная))
Пропеллер: АБ-64 серии 04А
- Диаметр пропеллера: 4,5 метра
- Масса двигателя: 1040 кг
Скорость Ил-38
- Максимальная скорость: 650 км/ч (6000 м
-Радиус действия: 2200 км
Техническая дальность: 9500 км
- Длина взлетно-посадочной полосы: 1700 метров
- Длина горки: 1070 метров
Практический потолок Ил-38
- 8000 м (полётный вес 66 000 кг)
оружие
- Нормальная боевая нагрузка: 5430 кг
- Максимальная боевая нагрузка: 8400 кг
- Противолодочные свободнопадающие бомбы: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
- Противолодочная управляемая авиабомба: ПЛ250-120 «Загон»
- Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
- Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
- Шахта: АМД-2

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ил-38.