Panavia Tornado: история создания и боевое применение европейского истребителя-бомбардировщика

Самолет Panavia Tornado стал настоящим символом возрождения и технологического прорыва западноевропейской авиационной промышленности после Второй мировой войны. Европейским странам удалось преодолеть послевоенный упадок, зависимость от американских технологий, конкуренцию со стороны ракетных систем и сложные экономические условия 1960-х годов. Результатом этих усилий стало создание первоклассной боевой машины, отвечавшей всем требованиям, предъявляемым к истребителям третьего поколения. Tornado вошел в историю как первый в мире серийный самолет, оснащенный электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также как первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Идея создания такого ударного самолета начала формироваться еще в 1950-х годах, когда специалисты по всему «Старому Свету» задумались о проектировании сверхзвукового истребителя-бомбардировщика, способного быстро взлетать и садиться на укороченные полосы.

Предпосылки и первые проекты

Подобные разработки велись параллельно и в США, где в итоге появился F-111. В 1957 году Королевские ВВС Великобритании сформулировали требования GOR339 к новому двухместному маловысотному штурмовику с крылом изменяемой геометрии, который мог бы использовать участки обычных шоссе в качестве взлетно-посадочных полос. Хотя государственного финансирования на тот момент не последовало, ведущие британские авиастроительные компании начали собственные исследования. Это было время восстановления отрасли после кризиса середины 1950-х, отчасти вызванного увлечением политиков ракетной тематикой. К 1960 году компания Vickers-Armstrong представила несколько проектов ударных самолетов с изменяемой геометрией крыла, включая варианты с вертикальным взлетом и посадкой. Примерно в это же время НАТО выдвинуло схожие требования (NBMR3), что стимулировало появление новых проектов, таких как Vickers-Armstrong «583» и Fokker/Republic D24.

В 1963 году британское правительство решило финансировать программу самолета вертикального взлета P.1154, отодвинув проект «583» на второй план. Однако исследования самолетов с изменяемой геометрией крыла в Великобритании не прекращались. Компания Folland работала над сверхзвуковым многоцелевым самолетом FO 147, а в 1964 году BAC предложила проект P.45 с двумя или одним двигателем и крылом, стреловидность которого могла меняться от 25° до 68°.

Международное сотрудничество: первые шаги и неудачи

Смена политического курса в Великобритании в сторону сокращения оборонных расходов и сотрудничества с Европой привела к подписанию в 1965 году соглашения с Францией. Оно предусматривало совместную разработку учебно-боевого самолета (будущего «Ягуара») и многоцелевого ударного самолета с изменяемой геометрией крыла AFVG (Anglo-French Variable Geometry). За основу был взят проект BAC P.45. Технические характеристики AFVG были впечатляющими: максимальная скорость 2.5 Маха, потолок 18 км и дальность 6500 км. Самолет планировалось оснастить мощной РЛС и вооружить пушкой, ядерными и обычными бомбами. Однако из-за разногласий между партнерами, в первую очередь из-за разной заинтересованности Франции в проекте, программа AFVG была закрыта в 1967 году. Франция сосредоточилась на своем истребителе Mirage G, а Великобритания продолжила разработку самостоятельно под названием UKVG, активно ища новых партнеров.

Параллельно Германия, чья экономика и авиапромышленность быстро росли, вместе с США работала над проектом истребителя-бомбардировщика вертикального взлета AVS. Когда эта программа была свернута в 1968 году, Германия попыталась продолжить ее в одиночку (программа NKF), но вскоре осознала необходимость международной кооперации. К поиску партнеров подключились Канада, Бельгия, Италия и Нидерланды, сформировав проект MRA-75 (многоцелевой самолет 1975 года).

Рождение Panavia Tornado

К 1968 году сложился костяк будущего консорциума: Великобритания, Германия и Италия. Нидерланды, Канада и Бельгия вскоре вышли из проекта. В марте 1969 года для реализации программы MRCA-75 (Multirole Combat Aircraft) был создан международный консорциум Panavia, объединивший British Aircraft Corporation (Великобритания), Messerschmitt-Bölkow-Blohm (Германия) и Aeritalia (Италия). Финансирование распределилось как 42.5%, 42.5% и 15% соответственно. Одновременно был создан консорциум Turbo-Union для разработки двигателей (Rolls-Royce, MTU, Fiat) и Avionica для авионики. Рабочим языком проекта стал английский, а для измерений была принята метрическая система. Официально разработка началась 22 июля 1970 года и велась огромным коллективом, объединившим тысячи специалистов.

Требования к новому самолету у стран-участниц различались. Великобритания видела в нем стратегический носитель ядерного оружия для замены бомбардировщиков Vulcan и Canberra. Германии и Италии нужен был тактический ударный самолет и охотник за кораблями для замены F-104G Starfighter. В итоге основными задачами Tornado были определены: удары по аэродромам, войскам и коммуникациям, непосредственная поддержка сухопутных войск, борьба с надводными целями, воздушная разведка и ведение маневренного воздушного боя.

Технический проект был завершен в 1972 году, а 14 августа 1974 года первый прототип поднялся в воздух. В сентябре 1974 года самолет получил имя «Торнадо». Серийное производство началось после подписания контракта в 1976 году. Всего планировалось построить 640 истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS и 165 перехватчиков Tornado ADV для ПВО. Первые серийные машины поступили в Королевские ВВС в 1980 году, а в 1981-м — в ВВС Италии и Германии.

Конструкция, вооружение и модификации

Tornado — двухместный (пилот и штурман-оператор) всепогодный истребитель-бомбардировщик. Его ключевая особенность — крыло изменяемой стреловидности, которое позволяет оптимизировать конфигурацию для взлета, посадки, крейсерского полета на малой высоте или сверхзвукового полета. Кабина оснащена аналоговыми приборами, индикатором с движущейся картой и проекционным дисплеем (ИЛС). Силовая установка — два турбовентиляторных двигателя Turbo Union RB.199 с системой реверса тяги.

Основное вооружение включает две встроенные 27-мм пушки Mauser BK-27. Боевая нагрузка массой до 9000 кг размещается на семи узлах подвески. Номенклатура вооружения обширна и варьировалась в зависимости от страны и модификации: ядерные бомбы (B61, WE.177), противорадиолокационные ракеты (AGM-88 HARM, ALARM), управляемые бомбы (Paveway), противокорабельные ракеты (Sea Eagle), ракеты «воздух-воздух» (AIM-9 Sidewinder) и различное неуправляемое вооружение.

За время производства и службы было создано несколько основных модификаций самолета:

Tornado IDS (Interdictor/Strike) — базовый истребитель-бомбардировщик для Германии и Италии.
Tornado GR.1/GR.4 — ударные и разведывательные варианты для Королевских ВВС Великобритании.
Tornado ECR (Electronic Combat/Reconnaissance) — специализированный самолет радиоэлектронной борьбы и разведки для Люфтваффе.
Tornado ADV (Air Defence Variant) — дальний перехватчик для ПВО Великобритании.

Боевое применение

«Торнадо» активно участвовал в нескольких крупных конфликтах, доказав свою эффективность, но и понеся потери.

Война в Персидском заливе (1991): Было задействовано около 80 самолетов от Великобритании, Италии и Саудовской Аравии. Они выполняли задачи по подавлению ПВО, ударам по аэродромам и поиску пусковых установок Scud. Совершено более 3600 боевых вылетов. Потери составили 8 самолетов, сбитых противником (в основном зенитным огнем), и несколько — по небоевым причинам.

Война в Югославии (1999): В операции участвовало около 40 Tornado из Великобритании, Германии и Италии. Официально НАТО не признало потерь этого типа, хотя сербская сторона заявляла о нескольких сбитых самолетах.

Война в Ираке (2003): Единственной подтвержденной потерей стал британский Tornado, по ошибке сбитый американской зенитной ракетой «Патриот».

Кампания против ИГИЛ в Сирии (с 2015): Британские Tornado, базировавшиеся на Кипре, наносили удары управляемыми бомбами Paveway и ракетами Storm Shadow по позициям террористов и объектам сирийского правительства, связанным, по данным разведки, с химическим оружием.

Технические характеристики (Tornado GR.4)

Экипаж: 2 человека
Размах крыла: 13.91 м (минимальная стреловидность) / 8.60 м (максимальная стреловидность)
Длина: 16.72 м
Высота: 5.92 м
Масса пустого: 14 350 кг
Максимальная взлетная масса: 27 210 кг
Двигатели: 2 х Turbo Union RB.199-34R Mk.103
Тяга: 2 х 3925 / 7293 кгс (максимальная/на форсаже)
Максимальная скорость: 2338 км/ч (на высоте)
Практический потолок: 15 240 м
Боевой радиус: до 1390 км
Вооружение: 2 х 27-мм пушки Mauser BK-27, до 9000 кг боевой нагрузки на 7 узлах подвески.

Panavia Tornado стал одним из самых успешных проектов европейского военного авиастроения, прослужив несколько десятилетий в ВВС ряда стран. Его создание продемонстрировало возможность эффективной международной кооперации в сложнейшей высокотехнологичной сфере. Tornado зарекомендовал себя как надежный, мощный и многофункциональный боевой самолет, способный решать широкий спектр задач в любых погодных условиях.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Торнадо.