Ми-24 в Афганской войне: «Крокодилы» в горячем небе

День памяти и символ войны

15 февраля в России отмечается День памяти воинов-интернационалистов. У каждой войны есть свой символ, оружие, которое становится ее олицетворением. Для Афганской войны (1979-1989 гг.) таким символом стал рев турбин и характерный силуэт ударного вертолета Ми-24. Как гласили солдатские сказания тех лет: «Знакомый рев достиг моих ушей — В небе — боевой вертолет. Хорошо, теперь посмотрим, кто победит!»

Ми-24П 335-го отдельного полка ПВО на стоянке в Джалал-Абаде. Вертолеты вооружены блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР) и авиабомбами.

Стальная рука с неба

Эти мощные винтокрылые машины, получившие в войсках прозвище «Крокодилы» (хотя их хищная сущность, возможно, больше напоминала акулу), стали незаменимыми помощниками для советских солдат и офицеров. В условиях Афганистана Ми-24 олицетворял саму возможность победы в бою. Он был той самой «сильной дружеской рукой», которую мотопехота или десантники ждали с неба в разгар сражения, которую надеялся увидеть осажденный гарнизон или колонна, попавшая в засаду. Их силуэты, то пожелтевшие от палящего солнца, то потемневшие в горной дымке, навсегда врезались в память участников той войны.

Следы от пуль на хвостовой балке Ми-24 в Душанбе. Самолет получил повреждения в Кандагаре 27 ноября 1987 года.

Ми-24П выполняют патрулирование местности вокруг авиабазы Баграм. Декабрь 1988 года.

Боевая работа и будни войны

Боевое применение Ми-24 в Афганистане было многогранным и крайне интенсивным. Вертолеты использовались для огневой поддержки войск, сопровождения колонн, разведки, нанесения ударов по выявленным целям и даже для ближней воздушной разведки с ведением огня из бортового оружия.

Первые Ми-24 доставлялись в Афганистан военно-транспортными самолетами Ан-22 «Антей», чтобы сохранить моторесурс винтокрылых машин.

Экипаж Ми-24В 181-го отдельного вертолетного полка: лейтенант Ефименко и старший лейтенант Прямой. На вертолете подвешены блоки НАР Б-8В20 и авиабомбы. Кундуз, октябрь 1983 года.

Боевые действия в районе села Карагуляй близ Баграма. На фото виден взрыв авиабомбы, сброшенной с вертолета.

Техника, вооружение и люди

Эксплуатация сложной техники в суровых условиях высокогорья и пустыни требовала постоянного напряжения сил инженерно-технического состава. Ремонты, замены узлов и вооружения были повседневной работой.

Замена поврежденной килевой балки на Ми-24Д 335-го полка ПВО. Газни, зима 1985 года.

Бортинженер Ми-24 Г. Кычаков у пулемета ПКТ, установленного в двери десантного отсека.

Афганские летчики (ВВС ДРА) редко использовали противотанковые управляемые ракеты (ПТУР). На своих Ми-35 (экспортный вариант Ми-24) они часто демонтировали систему наведения «Радуга-Ф» для облегчения машины.

Экипаж Ми-24П 335-го полка ПВО — капитан Иванов и капитан Гринкевич. 19 октября 1987 года они выжили в аварии, но их вертолет был уничтожен. Любопытно, что пока механики эвакуировали обломки, местные жители успели «увести» авиационную пушку.

Боекомплект четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7 — 1450 патронов, включая специальные бронебойно-зажигательные.

Оружейник готовит тяжелую 235-кг ракету С-24Б. 262-я отдельная вертолетная эскадрилья, Баграм.

Бортинженер капитан Н. Гуртовой в бронежилете и защитном шлеме. Кандагар, осень 1982 года.

Замена поврежденной лопасти несущего винта на Ми-24В в Кундузе. Хорошо видна зубчатая задняя кромка лопасти, снижающая шум. Осень 1983 года.

Подготовка к подвеске блоков с НАР С-8 на Ми-24В.

Обратите внимание: Как советские инженеры заставили танк летать.

Баграм, осень 1986 года.

В небе Афганистана

Ми-24В 262-й эскадрильи в небе над Панджшерским ущельем. На пилонах — блоки НАР Б-8В20 и ПТУР «Штурм-В» с осколочно-фугасной боевой частью. Цветные полосы на ракетах указывают тип БЧ (желтый — ОФ) и марку взрывателя. Осень 1987 года.

Ми-24П 262-й эскадрильи на патрулировании периметра авиабазы Баграм для предотвращения обстрелов. Январь 1989 года.

Ми-24В 205-й отдельной эскадрильи заходит на посадку в Кандагаре. Бортовой номер закрашен — такая мера маскировки применялась в частях специального назначения, чьи машины были особой целью для душманов. Лето 1987 года.

Ми-24П ведет огонь из пушки ГШ-2-30К с предельно малой высоты в районе Чёрных гор. Этот метод обеспечивал высокую точность, но осколки и камни часто повреждали фюзеляж.

Ми-24В на поисковой операции в пустыне под Кандагаром. Такие разведывательно-ударные группы дежурили на аэродромах постоянно. Осень 1987 года.

Цена войны

Война не обходилась без потерь. Вертолеты гибли от огня переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), попадали в аварии в сложных горных условиях.

18 апреля 1988 года Ми-24 335-го полка ПВО был сбит двумя ракетами ПЗРК у села Шивукала. Экипаж — С. Гусев и В. Шпанов — погиб.

10 декабря 1987 года Ми-24В совершил вынужденную посадку в узком ущелье под Гардезом. Погиб штурман-оператор З. Ишкильдин, командир экипажа капитан А.В. Панушкин выжил.

В апреле 1987 года Ми-24П капитана Николаева (262-я эскадрилья) при аварийной посадке врезался в ангар. Машина была сильно повреждена, но восстановлена.

Ми-24 335-го полка ПВО в небе над горными хребтами близ Джелалабада.

Военная история Военная авиация Вертолеты Ми-24Ми-35 Советский Союз Советская Армия Солдаты-интернационалисты Афганистан Афганская война Исторические фотографии Longpost

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Советские ударные вертолеты Ми-24 в небе Афганистана, 1979-89 гг.