
Этот фрагмент дерева — немой свидетель одной из самых трагичных страниц в истории советской гражданской авиации.
Революция в небе
В середине 1950-х годов мир вступил в эру реактивных пассажирских перевозок. Вслед за британским лайнером «Комета» в Советском Союзе появился свой реактивный первенец — Ту-104. Разработанный в ОКБ Туполева на базе бомбардировщика Ту-16, этот самолет стал настоящим прорывом и предметом гордости страны. Он казался воплощением надежности и технического прогресса. Однако его эксплуатационная судьба оказалась сложной, и первая крупная катастрофа стала суровым испытанием для всей отрасли.
Роковой рейс
15 августа 1958 года самолет Ту-104А авиакомпании «Аэрофлот» (в тексте ошибочно указано «Русские авиалинии») вылетел из Хабаровска в Москву с промежуточной посадкой в Иркутске. На его борту находились 64 человека: 54 пассажира и 10 членов экипажа.
Историческое видео прибытия того же типа самолета в Амстердам:
Прогноз погоды, полученный экипажем, предупреждал о сложных условиях: кучево-дождевые и слоистые облака на высотах 300-600 метров, а в районе Биробиджана-Магдагачи — фронтальные грозы с осадками.
Цепь роковых решений
Вылет с опозданием на 3 часа 35 минут стал первым звеном в цепи трагических событий. Самолет поднялся в воздух в 21:45, когда уже стемнело, а погода продолжала ухудшаться. Столкнувшись с мощной кучевой облачностью, экипаж запросил и получил разрешение на набор высоты, чтобы обойти грозовой фронт.
В 22:00, во время смены диспетчеров в Хабаровске, ситуация стала критической. Новый командир полетов разрешил экипажу подняться до 11 000 метров, чтобы избежать облаков, с последующим снижением. Однако самолет оказался в гуще облачности даже на этой высоте. Для полета выше 11 000 метров требовалось специальное разрешение ВВС, которое было оперативно получено. Экипажу приказали набирать 12 000 метров.
В 22:12 в эфире прозвучала одна из самых загадочных и зловещих фраз в истории авиации: «11 600, в облаках видны звезды». Эта фраза, вероятно, указывала на то, что самолет достиг верхней кромки облаков, где сквозь разрывы была видна ночная звездная россыпь.
Через две минуты экипаж доложил о достижении высоты 12 000 метров и сообщил о мощном кучевом облаке по курсу, которое они попытаются обойти, а в случае неудачи — вернутся в Хабаровск. Последний сеанс связи состоялся в 22:18-22:19. На вызовы диспетчера раздался взволнованный ответ: «Подождите минутку, подождите минутку», после чего связь прервалась навсегда.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Обломки лайнера были обнаружены в густой тайге в 215 км к северо-западу от Хабаровска. Все люди на борту погибли. Эта катастрофа стала первой в истории СССР потерей реактивного пассажирского самолета.
Технические и человеческие факторы
Согласно показаниям экипажей других самолетов, в тот вечер на высотах 11-12 км наблюдалась сильная турбулентность и мощные вертикальные потоки. Для Ту-104 с полетной массой в 66 тонн максимальная эксплуатационная высота на номинальном режиме двигателей составляла 11 700 метров. Для выхода на 12 000 метров требовалась полная мощность силовых установок.

Реконструкция событий
Фактически, в районе полета сложились экстремальные погодные условия, не отраженные в прогнозе: кучево-дождевые облака простирались выше 12 000 метров, а восходящие потоки были чрезвычайно сильны. При превышении весового предела самолета даже умеренный восходящий поток мог привести к критическому увеличению угла атаки, потере скорости и сваливанию.
Изучение обломков показало, что шасси выпустилось в момент удара о землю, а двигатели не работали. Вероятный сценарий: мощный восходящий поток подбросил самолет, что привело к потере скорости и сваливанию. Остановка двигателей в таких условиях делала восстановление управления практически невозможным. Кроме того, большая скорость снижения могла вызвать отказ авиагоризонта, что в ночных условиях лишило экипаж пространственной ориентации.

Кабина пилотов Ту-104
Выводы расследования
Официальной причиной катастрофы была названа сложная метеообстановка, приведшая к потере скорости и сваливанию. Однако следственный комитет усмотрел в событиях и человеческий фактор. Командир воздушного судна и пилоты не провели тщательного анализа погодных условий перед вылетом. Столкнувшись с ухудшением погоды, экипаж, вопреки инструкциям, принял решение продолжить полет, а не вернуться.
Отдельно отмечалось, что экипаж перед рейсом отдыхал в иркутском санатории, а в Хабаровске, согласно регламенту, длительной стоянки не предполагалось. По договоренности с руководством полетов время вылета было перенесено, что привело к взлету в темное время суток в условиях значительно ухудшившейся погоды.
Эпилог и уроки трагедии
Спустя всего два месяца, в октябре 1958 года, при схожих обстоятельствах произошла еще одна катастрофа Ту-104. Но в тот раз героический экипаж под командованием Гарольда Кузнецова успел передать на землю ценнейшие данные о поведении самолета в критическом режиме. Это позволило выявить и оперативно устранить опасный конструктивный недостаток машины, связанный с продольной устойчивостью.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская авиация Самолет Аэропорт Рейс СССРТУ-104 Крушение Авария Авиакатастрофа Видео RUTUBE Длинный пост 6Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "В облаках, звёзды просматриваются" Первая катастрофа Ту-104.