20 декабря 2008 года, вечером, Boeing 737-500 авиакомпании Continental Airlines выполнял плановый внутренний рейс из Денвера в Хьюстон. На борту воздушного судна находилось 115 человек, включая 110 пассажиров и пятерых членов экипажа.
Экипаж и подготовка к вылету
Командиром воздушного судна был пятидесятилетний пилот с огромным опытом — его общий налет превышал 13 000 часов, из которых более 6300 часов были на Boeing 737. Вместе со вторым пилотом он провел все стандартные предполетные проверки. Разрешение на взлет было получено в 18:17.
Тот же самолет до инцидента.
Авиадиспетчеры передали экипажу актуальный метеопрогноз. Погода в Денвере была холодной, но без осадков. Сообщалось о боковом ветре на взлетной полосе, скорость которого могла достигать 50 км/ч. Эта информация, как выяснилось позже, не отражала реальной силы стихии.
Роковой взлет и потеря управления
Самолет начал разбег по взлетно-посадочной полосе под управлением командира. Процедура проходила штатно, тяга двигателей плавно увеличивалась. Однако в 18:18, в самый критический момент разгона, лайнер резко и неожиданно развернуло влево. Причиной стал мощный порыв бокового ветра, скорость которого в тот момент оценивается в 92 км/ч — почти вдвое больше, чем прогнозировалось.
Капитан инстинктивно нажал правую педаль, чтобы парировать разворот и вернуть самолет на осевую линию полосы. Педали в кабине пилотов управляют рулем направления и носовой стойкой шасси, позволяя корректировать курс на земле. Но затем, по необъяснимым причинам, он отпустил педаль. Эта кратковременная и неуверенная коррекция оказалась фатальной: самолет не успел выровняться и через четыре секунды после начала заноса выкатился за пределы бетонного покрытия.
Следы, оставленные самолетом после съезда с ВПП.
Аварийная остановка и разрушение
Командир немедленно отдал приказ о прекращении взлета, но было уже поздно. Продолжая движение на высокой скорости, самолет пролетел через дренажный каньон, оторвался от земли, а затем с силой ударился о грунт. От мощного удара произошел отрыв левого двигателя, а правый двигатель загорелся. Проскользив еще несколько сотен метров, сильно поврежденный лайнер окончательно остановился в 1655 метрах от здания аэропорта. На этом пути фюзеляж разломился на две части.
Обратите внимание: Пассажирский самолет из бомбардировщика? "Да легко!".
Эвакуация и последствия
Оба пилота получили травмы и находились в состоянии шока, из-за чего в течение двух критических минут не могли приступить к выполнению аварийных checklist-ов. Инициативу взяли на себя бортпроводники, которые начали срочную эвакуацию пассажиров. Второй пилот, придя в себя, заметил пожар правого двигателя. Командир также пришел в сознание и с помощью коллег покинул борт. Пилоты и стюардессы эвакуировались последними через переднюю дверь.
Место аварии после происшествия.
Чудом, в этой серьезной авиационной аварии удалось избежать человеческих жертв. Тем не менее, 38 человек получили травмы различной степени тяжести. Двое пассажиров и командир воздушного судна были госпитализированы с тяжелыми повреждениями. Пожар правого двигателя привел к полному выгоранию правого борта фюзеляжа.
Обломки самолета на месте происшествия.
Выводы расследования
Первоначально выдвигалась версия о технической неисправности шасси, но она не подтвердилась — механизмы были исправны. Окончательный отчет Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB), опубликованный в июле 2010 года, назвал причиной аварии ошибку пилотирования. Расследование установило, что командир экипажа не смог эффективно противостоять сильному боковому ветру. Его неуверенные и запоздалые действия рулем направления привели к потере управления и съезду с ВПП. Одним из сопутствующих факторов была признана неточная информация о силе и направлении ветра, которую диспетчеры передали экипажу перед взлетом.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Гражданская авиация. Полет в аэропорту. Взлет самолета. Контроль аварий. Длинный пост 16
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Сильный ветер снёс пассажирский самолёт.