Катастрофа Ан-24 под Черкесском: как коррозия и износ разрушили самолёт в воздухе

18 марта 1997 года самолёт Ан-24, принадлежавший Ставропольскому авиапредприятию, выполнял международный рейс из Ставрополя в турецкий Трабзон. На его борту находилась необычная коммерческая партия — космические корабли «Путешествие», предназначенные для торговых точек на черноморском побережье Турции.

Старый самолёт с долгой историей

Этот самолёт был произведён на Киевском авиазаводе ещё в марте 1973 года. К моменту катастрофы его возраст составлял 24 года, что было близко к предполагаемому предельному лётному ресурсу в 25 лет. За свою долгую службу он семь раз проходил ремонт, последний из которых был выполнен на Ростовском авиаремонтном заводе в сентябре 1991 года. Самолёт успел поработать в разных условиях, включая аренду для полётов в Африку в середине 1990-х годов, что, как выяснилось позже, сыграло роковую роль.

Ан-24 — надёжный, но уязвимый к коррозии самолёт.

Рейс «челноков»

На борту находились 41 пассажир, в основном так называемые «челноки» — предприниматели, летевшие за товарами на знаменитый трабзонский базар. Их багаж был невелик — в основном клетчатые сумки и деньги. Кроме них, на борту были три технических специалиста и шесть членов экипажа под руководством опытного капитана с общим налётом более 12 000 часов. Прогноз погоды предупреждал о сильном встречном ветре и возможной турбулентности на высотах выше 5000 метров.

Катастрофа

Вылетев в 9:30, к 9:55 самолёт набрал крейсерскую высоту 6000 метров. В 10:03, когда лайнер находился в 99 километрах от Ставрополя над восточными пригородами Черкесска, его отметка внезапно исчезла с экранов радаров. Диспетчеры наблюдали, как вместо одной отметки появились две, а затем сигнал пропал совсем. Никакого сигнала бедствия экипаж не передавал.

Позже, благодаря данным бортовых самописцев и обломкам, удалось восстановить картину происшествия. На высоте 6000 метров началось разрушение конструкции фюзеляжа. Через несколько секунд хвостовая часть полностью отделилась от самолёта. Лишившись управления, Ан-24 на скорости около 480 км/ч рухнул на землю в километре восточнее жилого района, полностью разрушился и загорелся.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Погибли все 50 человек на борту. Эта авиакатастрофа остаётся крупнейшей в истории Карачаево-Черкесии.

Место катастрофы Ан-24.

Причина: ржавчина и усталость металла

Следственная комиссия установила, что разрушение началось ещё в воздухе. Анализ показал, что очаг разрушения находился в районе туалета, под водоотводной пластиной с правой стороны фюзеляжа. В этом месте обшивка была поражена сильной коррозией, образовавшей семь продольных трещин общей длиной 1,5 метра. Под давлением в полёте эти трещины слились в одну огромную. Установленные во время прошлых ремонтов усиливающие накладки не выдержали нагрузки и также треснули. Всего в зоне разрушения было обнаружено 12 таких ремонтных заплат.

Комиссия пришла к выводу, что состояние хвостовой части фюзеляжа, особенно в зоне санузла, перед последним полётом было критическим. Коррозия панелей под полом, особенно в зонах с повышенной влажностью (туалеты, буфеты), была известным конструктивным недостатком самолётов Ан-24.

Обломки самолёта на месте падения.

Факторы, ускорившие разрушение

Серьёзному развитию коррозии способствовало несколько факторов. Во-первых, протечки из бачка унитаза из-за трещин в местах сварки после многочисленных ремонтов постоянно увлажняли конструкцию. Во-вторых, ключевую роль сыграла 16-месячная эксплуатация самолёта в Зимбабве и Конго в 1994-1995 годах. В условиях тропического климата с высокой влажностью и температурой коррозионные процессы протекают в 1,5 раза быстрее. Для авиакомпании, испытывавшей в 90-е годы острый недостаток пассажиров, такая аренда была одним из немногих способов заработка, но она же приблизила трагедию.

Окончательной причиной катастрофы было названо разрушение хвостовой части фюзеляжа в полёте в пределах допустимых нагрузок из-за исчерпания статической прочности. Конструкция, изготовленная из алюминиевого сплава Д-16, за годы эксплуатации настолько сильно пострадала от коррозии и усталости, что уже не могла сохранять целостность. Разрушение сопровождалось мгновенной взрывной декомпрессией, которая вывела из строя экипаж и лишила его任何 шансов спасти ситуацию.

Работа следственной группы на месте катастрофы.

Шестилетнее расследование и оправдательный приговор

Расследование катастрофы длилось почти шесть лет. Первоначально обвинения были предъявлены 12 лицам, включая сотрудников КБ Антонова и руководство авиакомпании. Однако в итоге на скамье подсудимых оказались лишь шесть авиационных техников и инженеров, отвечавших за ремонт и продление ресурса самолёта. Они не признали вины, а их защита выдвинула версию о возможном попадании в самолёт ракеты, ссылаясь на появление на радаре двух неопознанных высокоскоростных объектов незадолго до исчезновения Ан-24. В январе 2004 года коллегия присяжных вынесла всем подсудимым оправдательный приговор.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская Авиация Аэропорт Самолет Рейс 90-х Пилот Ан-24 Катастрофа Авиакатастрофа Чероки Длинная Статья 10

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Челночный рейс на ржавом самолёте. Катастрофа Ан-24 под Черкесском.