Чрезвычайная посадка Airbus A330: как загрязненное топливо едва не привело к катастрофе

Экипаж и начало полета

13 апреля 2010 года авиалайнер Airbus A330-342 авиакомпании Cathay Pacific готовился к рейсу из индонезийского аэропорта Джуанда (Сурабая) в Гонконг. На борту находились 309 пассажиров и 13 членов экипажа. Командиром воздушного судна был 35-летний капитан Малкольм Уотерс, имевший 12-летний стаж работы в авиакомпании. Его вторым пилотом был 37-летний Дэвид Хейхо, который три года летал в Cathay Pacific, а до этого 11 лет служил пилотом в Королевских ВВС Австралии.

Самолет, задействованный в инциденте.

Первые тревожные сигналы

Рейс вылетел в 08:24 по местному времени. Уже на этапе набора высоты экипаж обратил внимание на нестабильную работу двигателей: наблюдались колебания тяги, особенно выраженные на правом двигателе (двигатель №2). Несмотря на это, остальные параметры оставались в норме, и полет было решено продолжить.

Примерно через 30 минут после взлета, когда самолет достиг крейсерской высоты в 12 000 метров, бортовой компьютер выдал предупреждение «ENG 2 CTL SYS FAULT», указывающее на неисправность системы управления двигателем №2. Экипаж связался с наземными службами для консультации. Поскольку двигатель в целом функционировал, было принято решение следовать в пункт назначения.

Развитие аварийной ситуации

Ситуация резко обострилась через два часа, при заходе на посадку в Гонконге. Самолетная система сообщила о новых, более серьезных сбоях: «ENG 1 CTL SYS FAULT» (неисправность системы управления двигателем №1) и критическое «ENG 2 STALL» — помпаж второго двигателя.

Помпаж двигателя — это опасное явление, при котором нарушается нормальный поток воздуха через компрессор. Это приводит к резким колебаниям давления, сильной вибрации и может вызвать резкую потерю тяги или даже разрушение двигателя.

Экипаж оперативно отреагировал: уменьшил тягу помпажирующего двигателя №2 до минимума и увеличил мощность двигателя №1, чтобы компенсировать потерю тяги. Однако через несколько минут, на высоте около 2400 метров, в помпаж вошел и первый двигатель. Экипаж объявил сигнал бедствия «MAYDAY».

Пилоты обнаружили, что управление тягой двигателей потеряно: двигатель №1 заклинило на мощности 74%, а двигатель №2 выдавал лишь 17% тяги. Несмотря на это, экипажу удалось сохранить управление и продолжить заход на посадку.

Экстремальная посадка

Спустя одиннадцать минут после объявления MAYDAY самолет коснулся взлетно-посадочной полосы на чрезвычайно высокой скорости — 426 км/ч, что на 176 км/ч превышало рекомендованную посадочную скорость для Airbus A330.

Посадка была крайне жесткой: после первого удара о полосу лайнер подпрыгнул и лишь со второго раза окончательно приземлился. Из-за неисправностей реверс тяги сработал только на одном двигателе, и пилотам пришлось интенсивно использовать ручное торможение. В результате посадки был поврежден левый двигатель и разрушены пять из восьми основных шин шасси. Несмотря на это, экипажу удалось удержать самолет на полосе.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

При экстренной эвакуации пострадали 57 человек, 10 из которых были госпитализированы.

Лайнер после экстренной посадки.

Международное расследование

Расследование инцидента возглавил Департамент гражданской авиации Гонконга (HKCAD). В международную группу следователей вошли эксперты из Франции (BEA), Великобритании (AAIB), Индонезии (NTSC) и США (NTSB). Также к работе были привлечены представители компаний-производителей Airbus и Rolls-Royce, а также авиакомпании Cathay Pacific.

Повреждения самолета после посадки.

Причина катастрофы: загрязненное топливо

Тщательный анализ двигателей выявил главную причину неисправности: топливные системы были загрязнены микроскопическими сферическими частицами. Эти частицы были идентифицированы как суперабсорбирующий полимер (SAP).

Частицы суперабсорбирующего полимера (SAP), обнаруженные в топливе.

Следователи установили, что именно эти полимерные частицы, попав в топливо, засорили главные клапаны управления подачей топлива в оба двигателя. В момент захода на посадку клапаны оказались заблокированы в положении, соответствующем определенной мощности, что и объяснило невозможность для экипажа регулировать тягу. Дальнейшие проверки показали, что загрязнению подверглась вся топливная система самолета.

Источник загрязнения

Суперабсорбирующие полимеры являются компонентом специальных фильтров-мониторов, которые устанавливаются на аэродромных заправочных комплексах. Пробы топлива, взятые в аэропорту Джуанда, подтвердили наличие тех же частиц SAP.

Расследование выявило критическую цепочку событий. Незадолго до инцидента в аэропорту Сурабаи проводилось расширение системы топливопроводов. При вводе обновленной системы в эксплуатацию были нарушены некоторые процедуры. В результате в топливную систему попала соленая вода, которая повредила фильтрующий элемент. Это привело к вымыванию частиц SAP из фильтра и их попаданию в авиационное топливо.

Фильтр-монитор, частицы из которого стали причиной аварии.

Дальнейшая судьба самолета и признание заслуг экипажа

После ремонта этот Airbus A330 вернулся в строй. С ним произошел еще один инцидент 8 сентября 2016 года, когда обслуживающий автомобиль в аэропорту протаранил его левый двигатель. К счастью, обошлось без жертв. Свой последний полет лайнер совершил 14 октября 2020 года, когда был перегнан в США для хранения и последующей утилизации.

Капитан Малкольм Уотерс и второй пилот Дэвид Хейхо были высоко оценены за свои действия. Их профессионализм и хладнокровие в критической ситуации сравнивали с подвигом экипажа рейса 1549 US Airways (знаменитая «Посадка на Гудзон»).

В марте 2014 года Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (IFALPA) наградила обоих пилотов премией «Северная звезда». Эта награда вручается за исключительное мужество и высочайший уровень летного мастерства, проявленные в чрезвычайной ситуации, когда действия экипажа предотвратили крупную авиакатастрофу.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Пилот Авиация Самолет Полет в Аэропорту Авария Скорость Посадки Загрязнение Longpost 19

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Заклинившие двигатели" и посадка на бешеной скорости.