Опасный уход на второй круг при активированном реверсе

8 апреля 2022 года пассажирский самолет Airbus A320-200 компании TAP Air Portugal вылетел из Лиссабона в Копенгаген. На борту находились 102 пассажира и 7 членов экипажа.

та же доска

Полет прошел гладко. Но погодные условия в аэропорту Копенгагена были не идеальными: сильные порывы ветра мешали выровнять самолет перед посадкой. Однако существенных отклонений от заданной траектории зафиксировано не было.

На высоте около трёх метров тяга двигателя снижается до режима «холостого хода». В это время самолет слегка повернул вправо и приземлился с правой стороны от осевой линии взлетно-посадочной полосы. Такое отклонение затрудняет управление самолетом в момент контакта. Экипаж активировал реверсоры максимальной тяги.

Реверс тяги — это система, используемая для замедления самолета после приземления. Он перенаправляет поток выхлопных газов двигателя вперед, что помогает замедлить самолет без чрезмерного использования тормозов. Основным условием включения реверса тяги является контакт основных стоек шасси с поверхностью ВПП. Датчики на амортизаторах шасси фиксируют величину сжатия под весом самолета. Когда амортизаторы полностью сожмутся, система получит сигнал «ВАУ», подтверждающий, что самолет находится на земле.

При включении задней передачи левая основная стойка шасси лишь слегка касается полосы. Но через две секунды системы самолета получили сигнал «земного режима» и начался реверс.

Двигатель с функцией реверса

Однако командир считал, что самолет еще не коснулся земли. Первый офицер также не смог подтвердить, что был начат реверс и что самолет полностью приземлился. Капитану было трудно управлять самолетом, так как из-за порывистого ветра самолет отклонялся вправо. Он не осознавал, что действуют реверсивные маневры, и решил пойти на второй круг и перевести двигатели в режим максимальной тяги (ТОГА).

В авиационной отрасли существуют четкие правила: при запуске реверса тяги посадку необходимо завершить, поскольку уход на второй круг в такой ситуации может привести к непредсказуемой работе двигателей и систем самолета. Им противоречило решение командира уйти на второй круг после включения реверсоров тяги.

При переводе рычага управления двигателем в положение максимальной тяги левый двигатель остается в режиме реверса.

Обратите внимание: Неспециальное психологическое оружие Второй мировой войны: биения двигателей немецких двухмоторных бомбардировщиков.

Причина кроется в особенностях системы управления двигателем. Из-за небольшой задержки между сигналами датчиков шасси левый двигатель «посчитал», что самолет все еще находится на земле, и поэтому не отключил реверс.

В результате экипаж инициировал уход на второй круг с левым двигателем на заднем ходу и на максимальной тяге правого двигателя. Выраженный дисбаланс тяги (потеря симметрии тяги). Момент прикосновения и ухода засняли на видео:

Авиалайнер начал крениться влево и не смог подняться. А320 появился над жилыми районами на очень малой высоте (около 90 метров). Скорость упала до 187 км/ч. По словам очевидцев, самолет едва не задел антенну.

Затем командир выключил левый двигатель, управление было восстановлено, и начался медленный подъем. Экипажу удалось стабилизировать самолет. Через несколько минут он достиг безопасной высоты. Пилот объявил аварийную ситуацию и запросил приоритетную посадку.

Экипажу в итоге удалось посадить самолет с одним работающим двигателем. Пострадавших на борту нет. Самолет несколько дней оставался в Копенгагене, где его осматривали технические специалисты и представители Следственного комитета.

Та же доска после приземления

Расследование показало, что основной причиной катастрофы стала программная работа двигателя CFM56, установленного на самолете. В момент ухода на второй круг из-за небольшой задержки сигнала система не смогла распознать команду на отмену реверса тяги левого двигателя. Это, в свою очередь, нарушает симметрию тяги, вызывая крен и потерю управления.

Еще одним важным фактором является человеческий фактор. Капитан принял решение уйти на второй круг, включив реверсоры, нарушив стандартный порядок действий. Расследование показало, что экипаж, возможно, не осознавал всех последствий такой операции.

Производитель самолетов Airbus рекомендовал выполнять посадку с включенными реверсорами тяги. Также рекомендуется внести изменения в программное обеспечение двигателя CFM56, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская Авиация Полет Самолет Авиация Аэропорт Инцидент Авария Пилота Видео Длинный Пост 20

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Опасный уход на второй круг при активированном реверсе.