После небольшого перерыва мы запускаем новую серию материалов, посвящённую славянской мифологии. Эта тема вызывает большой интерес, и многие задавали вопросы о её глубоком анализе.

Сразу стоит отметить, что задача эта не из лёгких. В отличие от хорошо изученных греческой или скандинавской мифологий, славянское наследие представляет собой сложную и во многом загадочную область. Наш анализ показал, что здесь мы сталкиваемся с уникальными вызовами, которые заставляют пересмотреть сам подход к изучению.
Погрузившись в тему, мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. Оказалось, что о духовно богатой мифологии наших предков сказать практически нечего, если опираться исключительно на достоверные исторические источники.

Однако не стоит отчаиваться. Давайте наденем символические кафтаны и попробуем распутать тонкие нити славянского мировоззрения. Но для начала необходимо чётко обозначить две фундаментальные проблемы, с которыми сталкивается любой исследователь:
Полное отсутствие оригинальных языческих текстов. Не сохранилось ни одного письменного источника, созданного славянами-язычниками, который бы напрямую описывал их мифологическую систему, обряды или верования.

К сожалению, многие артефакты, претендующие на древность, как эта скульптура, часто оказываются поздними подделками или фантазиями.
Вторая проблема вытекает из первой. Поскольку подлинных источников нет, возникает соблазн их «воссоздать» или «додумать». Это привело к появлению огромного количества спекулятивных и откровенно фальшивых материалов.
Сочетание этих двух факторов породило в интернете и популярной литературе целый пласт псевдомифологии. Легенды о Чернобоге, Белобоге и других персонажах, описанные с мельчайшими бытовыми подробностями, чаще всего не имеют никакого исторического основания.
Откуда же берётся эта информация? Вариантов два: либо авторы сознательно вводят в заблуждение, либо верят в собственные фантазии. К сожалению, в данном случае мы чаще всего имеем дело с первым вариантом.
Поэтому давайте отбросим сказочные допущения и посмотрим, на какие реальные источники может опереться исследователь. Что же у нас есть?
Сомнительные источники: «Книга Велеса»
Это, пожалуй, самый известный и одновременно самый спорный «источник». Считается, что она была написана в IX веке новгородскими жрецами. Звучит впечатляюще, но есть серьёзная проблема: подавляющее большинство учёных признаёт «Книгу Велеса» грубой фальсификацией, созданной в середине XX века филологом-любителем Юрием Миролюбовым.
Мотивы её создания могли быть разными: от личного тщеславия до идеологической борьбы с официальной советской наукой. Детальный разбор несоответствий и анахронизмов в тексте уже давно проведён специалистами, например, в работах академика Олега Творогова.
Таким образом, отправляя «Книгу Велеса» в утиль, мы теряем не пласт подлинной мифологии, а лишь современную мистификацию.

К сожалению, о «Книге Велеса» невозможно сказать ничего хорошего с научной точки зрения.
Подлинные, но не языческие: Новгородский кодекс
А вот это уже настоящая археологическая находка — древнейшая книга Руси, написанная на берёсте. Повод для гордости есть! Однако и здесь нас ждёт разочарование с точки зрения изучения язычества.
Новгородский кодекс — это христианский текст, Псалтирь. Он является переводом Священного Писания и не содержит никакой информации о дохристианских верованиях славян.

Это вновь подводит нас к ключевому выводу: не существует ни одного достоверного дохристианского источника, прямо описывающего славянскую мифологию. Этот факт необходимо принять как данность.
Не стоит тратить время на теории маргинальных авторов вроде Чудинова или Задорнова, которые, не будучи профессиональными лингвистами, строят фантастические гипотезы о происхождении языка и мифов.

Так что же остаётся в сухом остатке? Источников немного, но они есть.
Достоверные источники информации
1. Поучения против язычества. Церковные тексты, написанные уже в христианскую эпоху, в которых священники обличали старые верования. Чтобы бороться с язычеством, они его описывали, и эти описания (хотя и тенденциозные) являются ценным историческим свидетельством.

2. «Слово о полку Игореве». Этот великий памятник древнерусской литературы содержит отсылки и образы, уходящие корнями в мифологическое прошлое.
3. Русский фольклор. Сказки, былины, заговоры, поверья. Однако здесь мы сталкиваемся в основном с так называемой «низшей» или субмифологией — миром духов, леших, домовых, русалок, а не с богами высшего пантеона.

Именно на этих «трёх китах» и строится наше знание о славянской мифологии. Это не так масштабно, как хотелось бы, но это честный и научный подход.
В следующих материалах мы подробно разберём мир славянской субмифологии, а затем попробуем реконструировать образы основных богов, опираясь на критический анализ доступных данных.
Спасибо за внимание! Ваши лайки и комментарии помогают развивать канал.
Мой телеграм: https://t.me/melvin_blog
Будем на связи!
Славянская Мифология Пересказ Мем Friday Tag Mine Long Post 143
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Славянская мифология. Вступление.