Аварийная посадка Boeing 757: как мышечная память пилота привела к заносу на взлетно-посадочной полосе

На фотографии запечатлены последствия инцидента с грузовым самолетом, произошедшего в Коста-Рике.

Роковой рейс с проблемным прошлым

7 апреля 2022 года грузовой лайнер Boeing 757-27A авиакомпании DHL Cargo взял курс из аэропорта Хуан Сантамария (Коста-Рика) в Гватемалу. На борту находились только два пилота и коммерческий груз. Стоит отметить, что для этого конкретного воздушного судна год начался неудачно: в феврале ему пришлось совершить посадку в Мехико с неисправными закрылками, а в марте — экстренно садиться в Сан-Хосе из-за разгерметизации салона.

Взлет прошел штатно в 9:34 утра. Однако на крейсерской высоте около 5800 метров, в 56 км от аэропорта вылета, экипаж столкнулся с серьезной неисправностью. На приборной панели загорелось предупреждение «L HYDRAULIC PRESSURE LOW», сигнализирующее о критическом падении давления в левой гидравлической системе. Эта система жизненно важна для управления многими функциями самолета, и ее отказ сразу же начал сказываться на управляемости.

Приборная панель Boeing 757, аналогичная той, что была в самолете.

Объявление чрезвычайной ситуации и подготовка к посадке

В 10:00 командир воздушного судна официально объявил чрезвычайную ситуацию (Mayday) и сообщил диспетчерам о своих намерениях:

«Джульетта-Оскар-Серра семь-два-один-шесть, Мэйдей, Мэйдэй, Мэйдэй. У нас отказ левой гидросистемы. На борту два члена экипажа. Запас топлива — 2 часа 30 минут. Мы заняли зону ожидания на высоте 13 000 футов. На борту находится груз, содержащий едкие жидкости. Готовимся к вынужденной посадке».

Самолет направился в заранее согласованную зону ожидания над Тихим океаном, в 40 км от аэропорта. Тем временем наземные службы привели в полную готовность аварийно-спасательные команды и расчистили воздушное пространство. Эти меры предосторожности оказались абсолютно оправданными. Из-за потери гидравлики пилоты лишились автоматического торможения, реверса тяги левого двигателя, а также полноценного управления носовой стойкой шасси и интерцепторами (спойлерами) — ключевыми элементами для безопасного замедления после касания.

Катастрофический занос и разрушение

В момент приземления ситуация быстро вышла из-под контроля. Сразу после касания полосы самолет начал неконтролируемо уходить вправо. Совершив резкий разворот на 180 градусов, он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в дренажный кювет перед зданием пожарной части и разломился пополам в районе хвостовой части. Весь процесс посадки и последующий занос были засняты на видео.

К счастью, обошлось без пожара и взрыва, так как топливные баки остались целы. Опасных веществ в грузе, несмотря на первоначальные опасения, не оказалось. Оба пилота выжили и не получили серьезных физических травм, но были госпитализированы в состоянии сильнейшего психологического шока.

Последствия для аэропорта

Аэропорт Хуан Сантамария был полностью закрыт на пять часов. Несколько рейсов пришлось перенаправить в другие аэропорты. Международные рейсы, следующие в Коста-Рику, принимал аэропорт Гуанакасте в Либерии, откуда пассажирам предстояло добираться до столицы на наземном транспорте около пяти часов.

Расследование: поиск причины

Специальная комиссия установила, что утечка гидравлической жидкости произошла из-за множественных усталостных трещин в гибком шланге, ведущем к левому цилиндру привода основного шасси.

Однако главной загадкой для следователей стал внезапный занос. Данные бортовых самописцев показали, что в процессе торможения, когда правый двигатель уже вышел из режима реверса, рычаг управления тягой (РУД) левого двигателя неожиданно резко ушел вперед, увеличив мощность до 92%. Именно этот неожиданный импульс тяги и закрутил самолет на полосе.

Остатки самолета в дренажном кювете после инцидента.

Ни один из опрошенных пилотов, включая членов экипажа, не мог логически объяснить, что заставило их добавить тягу в критический момент торможения. Детальный анализ всех систем самолета также не выявил технических неисправностей, которые могли бы стать причиной такого движения РУДа.

Вердикт: сила привычки

Окончательный вывод расследования был неожиданным: причиной стал феномен мышечной памяти. Командир воздушного судна, 58-летний пилот с 16 000 часов налета, в стрессовой ситуации выполнил отработанное до автоматизма движение. На большинстве самолетов, на которых он летал ранее, для активации реверса тяги рычаги управления нужно было потянуть на себя и поднять. На Boeing 757 процедура иная. Следствие пришло к выводу, что капитан, действуя на автопилоте в крайне напряженной обстановке, инстинктивно попытался включить реверс привычным для него движением, что привело к добавлению тяги вместо торможения. Это и стало причиной рокового «дрифта» на взлетно-посадочной полосе.

Больше подробностей об авиационных происшествиях и их расследовании можно найти в Telegram-канале: https://t.me/rumayday

Гражданская авиация, Полет, Авиация, Аэропорт, Самолет, Происшествие, Инцидент, Ошибка пилота, Дрифт, Видео, Расследование, Мышечная память

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Дрифт на полосе и мышечная память.