Почему СССР не шпионил с воздуха над США?
Советские Военно-воздушные силы не имели острой необходимости в проведении рискованных разведывательных полетов над территорией Соединенных Штатов. У них был более простой и безопасный канал сбора информации — сеть агентов, действовавших на американской земле. К примеру, чтобы получить данные о производстве стратегических бомбардировщиков B-36 и их задачах, советские разведчики могли свободно приехать в Форт-Уэрт и заснять на кинопленку сборочную линию завода Convair. Другой вариант — отправиться на авиабазу Касвелл, пересчитать стоящие там самолеты, зафиксировать их бортовые номера, нанесенные крупно на носовой части, и передать в Москву координаты объекта. Открытость свободного общества, по сути, работала на иностранные спецслужбы.
Сам СССР, в свою очередь, располагал довольно скромной программой радиоэлектронной разведки (РЭР). Известен случай потери разведывательного самолета в сирийском регионе, что указывает на активность в этой зоне. Исторически же советская воздушная разведка фокусировалась на Балтийском море и районах патрулирования авианосных групп западных стран.
Потери в небе: от Балтики до Кореи
История знает несколько случаев уничтожения самолетов-разведчиков. Первой подтвержденной потерей США стал морской разведчик PB4Y Privateer, сбитый над Балтийским морем в апреле 1950 года. Последним в этом печальном списке значится самолет ВМС США EC-121, уничтоженный у берегов Северной Кореи в 1969 году. Каждая из этих потерь окружена множеством историй, включая инциденты, произошедшие во время шпионских миссий автора. Существует литература, подробно описывающая подобные пограничные вторжения, например, книги «Любой ценой» и «Маленький мопс».
Важно отметить, что нет никаких достоверных свидетельств о том, что члены экипажей сбитых над СССР самолетов выжили и содержались в советских тюрьмах (в отличие от инцидентов, связанных с Тайванем и КНР). Хотя иногда появляются неподтвержденные сообщения о выживших, автор считает их обсуждение на уровне «теории заговора» неуважением к памяти погибших и их семьям.
Многофункциональный шпион: возможности RC-135
Самолет RC-135, на котором летал автор, представлял собой высокотехнологичную платформу для сбора разведданных и выполнял три четко определенные задачи:
1. RC-135 V/W «Rivet Joint»: Занимался радиоэлектронной разведкой (ELINT). Его цель — сбор данных с помощью электронных датчиков для оценки технических параметров вражеских систем, в первую очередь — локаторов, определения их местоположения и функционального назначения.
2. RC-135U «Combat Sent»: Выполнял особые задачи стратегической радиоэлектронной разведки. Этот самолет, работавший в интересах высшего руководства США, был нацелен на обнаружение, идентификацию и мгновенный анализ иностранных военных радаров (наземных, морских и воздушных). Собранные данные использовались как для немедленного реагирования (например, экипажами истребителей), так и для глубокого стратегического анализа разведывательным сообществом.
3. RC-135S «Cobra Ball»: Специализировался на разведке космических и баллистических пусков, используя средства разведки по измерениям и сигнатурам (MASINT). Это направление включает сбор данных для обнаружения, сопровождения и идентификации целей по их радиолокационным, акустическим и даже химическим «отпечаткам».
Незабываемая встреча над Камчаткой
Самый яркий эпизод из летной практики автора произошел 3 октября 1988 года. Выполняя задание на RC-135S у побережья Камчатки, экипаж заметил вдалеке транспортный Ил-76. Вскоре после визита истребителя МиГ-31, в прекрасный солнечный день, их неожиданно сблизился советский бомбардировщик Ту-16 «Барсук».
Самолет занял позицию очень близко к правому борту RC-135. После взаимного приветствия пилотов, Ту-16 продолжил полет в строю, почти крылом к крылу, на протяжении двух часов. Когда у американского разведчика стал заканчиваться запас топлива, он направился к танкеру для дозаправки в воздухе. Советский бомбардировщик последовал за ним, не меняя дистанции.
Оператор заправочной штанги с удивлением спросил: «КОБРА 55, ты знал, что летишь не один?». Получив утвердительный ответ, он пошутил: «Тогда что мне делать?», на что последовала реплика: «Ну, если ему нужен керосин, наполни бак».
Во время процедуры дозаправки через плексигласовый купол за кабиной Ту-16 был виден человек с крупной камерой, который пристально снимал весь процесс. После завершения заправки американский пилот жестом предложил советскому коллеге занять позицию для имитации контакта, но тот, помахав на прощание, развернулся и ушел на юг. Автор предположил, что целью советской стороны была детальная фото- и видеосъемка работы системы дозаправки топливным стержнем (штанговой системы) для последующего изучения, так как в ВВС СССР в основном использовалась система «шланг-конус».
В тот день запланированный пуск советской межконтинентальной баллистической ракеты так и не состоялся. Миссия RC-135, длившаяся 10 часов 12 минут, была завершена, и самолет вернулся на базу, оставив за кормой уникальный опыт «совместного полета» времен Холодной войны.
Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Пятая часть воспоминаний командира RC-135.