Это интервью с подполковником ВВС США в отставке Мори Розенбергом, который установил рекорд по продолжительности полёта на легендарном сверхзвуковом разведчике SR-71 Blackbird. Он с удовольствием делится уникальными воспоминаниями о своей службе и рассказывает захватывающие истории из жизни пилота одной из самых совершенных машин в истории авиации.
Начало беседы и военный опыт
Мори Розенберг: Да, я видел, как шла запись.
Репортёр: Прежде всего, подполковник, огромное спасибо, что нашли время для этой беседы. Для меня большая честь.
Мори Розенберг: Всегда рад! Спасибо за приглашение.
Репортёр: Недавний уход из жизни Чака Йегера широко освещался в СМИ. Именно тогда мне написали: «Знаешь, в Хантингтон-Бич живёт настоящая легенда — подполковник Мори Розенберг». Известно, что вы воевали во Вьетнаме как боевой лётчик, совершили множество вылетов и были удостоены высоких наград.
Мори Розенберг: Совершил около 229 боевых вылетов, если быть точным, но кто считает? Примерно 69 из них — над Северным Вьетнамом. Остальные — над Южным Вьетнамом, включая миссии по эвакуации во время вывода войск, и несколько полётов над Камбоджей, о которых мы, пожалуй, умолчим.
Репортёр: От лица всего нашего сообщества хочу поблагодарить вас за службу. Для нас большая честь, что такой человек живёт рядом. Но больше всего меня заинтересовало, когда друг сказал: «Среди нас есть тот, кто летал на SR-71 и может рассказать о нём всё». Для многих этот самолёт — загадка. Не могли бы вы в общих чертах описать его тем, кто ничего о нём не знает?
SR-71 Blackbird: инженерное чудо
Мори Розенберг: Этот самолёт — настоящее произведение искусства и вершина инженерной мысли, особенно если учитывать эпоху, в которую он был создан. Насколько мне известно, до сих пор никто не построил ничего подобного — реактивного самолёта, способного летать выше и быстрее SR-71. Он до сих пор удерживает мировые рекорды скорости и высоты полёта. Каждый экземпляр собирался практически вручную и имел свои уникальные особенности. Это была невероятная машина, и управлять ею — ни с чем не сравнимое ощущение.
Часы налёта и коллеги
Репортёр: Вас, без сомнения, можно назвать одним из самых опытных пилотов этого самолёта. Сколько часов вы в общей сложности провели в его кабине?
Мори Розенберг: По общему времени налёта я не рекордсмен. Были пилоты, которые летали больше. Например, подполковник в отставке Б.К. Томас. Если память не изменяет, он налетал около 1500–1800 часов. Он был лётчиком-испытателем на базе Эдвардс, затем присоединился к программе SR-71 и участвовал в испытательных полётах в Палмдейле. После ухода из ВВС он работал над созданием бомбардировщика B-2 Spirit.
Репортёр: А ваши личные показатели?
Мори Розенберг: У меня около 1100 часов, если быть точным — 1098. Но кто эти часы считает?
Репортёр: Потрясающе! Теперь давайте вернёмся к истории, связанной с Чаком Йегером. Ваша дочь выложила фотографию, где вы с ним и другими сослуживцами. Это был тот самый полёт, когда вы взяли генерала Йегера с собой на SR-71?
Полёт с легендой: Чак Йегер на борту
Мори Розенберг: Именно так. Но на той фотографии — не тот самолёт, что у вас на экране. Мы летали на SR-71B, учебной модификации. У него приподнята задняя кабина инструктора, и второй пилот имеет почти полный комплект органов управления. Эта машина была специально переоборудована для обучения.
Репортёр: Расскажите историю этой фотографии.
Мори Розенберг: Фото сделано после нашего полёта, который, если можно так выразиться, был ознакомительным. Мы позировали уже на земле, и техники специально открыли кабины, чтобы было лучше видно интерьер. Генерал Йегер жил недалеко от авиабазы Бил. Когда представилась возможность полетать на «Чёрном дрозде», ему потребовался минимум подготовки — у него уже был огромный опыт полётов на больших высотах в скафандре. Мы с ним немного пообщались, он посидел на тренажёре, отработал несколько процедур. Он невероятно интересный собеседник. Вообще, я впервые встретил его ещё в 1968 году в Японии, до Вьетнама. Тогда он, будучи командиром звена, приезжал на базу Йокота с лекциями о своём опыте.
Реакция первопроходца
Репортёр: Итак, вы везли человека, первым в истории преодолевшего звуковой барьер в управляемом полёте. Как он отреагировал на полёт на SR-71? Что запомнилось?
Мори Розенберг: Думаю, ему полёт очень понравился. Я часто рассказываю одну забавную историю. Мы были на высоте около 85 000 футов, скорость превысила 3 Маха, и вдруг он говорит: «Морри, забирай управление». Я мгновенно начал проверять все системы — нет ли сигналов тревоги, всё ли в порядке. Спросил его: «Всё хорошо?» А он ответил что-то вроде: «О боже! Ни черта себе...». У него перед глазами, видимо, проплывали пейзажи Западной Вирджинии, где он вырос. Я переспросил, не расслышав. Тогда он, будто опомнившись, сказал: «Этим видом можно любоваться вечно». И пояснил, что во время своих испытательных полётов у пилота нет возможности просто созерцать — нужно постоянно следить за приборами и записывать данные. А здесь он мог позволить себе просто наслаждаться невероятной картиной Земли с края космоса.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Я летал на SR-71. Интервью подполковника Мори Розенберга.