28 декабря 2011 года, за несколько дней до Нового года, в аэропорту Бишкека (Кыргызстан) готовился к вылету внутренний рейс в Ош. Пассажиры ожидали посадки на самолет Ту-134 авиакомпании Altyn Airlines, окрашенный в цвета национальной ливреи. Рейс был задержан из-за сложных погодных условий в пункте назначения, но не отменен — метеосводки начали улучшаться.
Решение на вылет
Получив от метеорологической службы аэропорта Ош данные (ветер 2 м/с, видимость 500 м, переохлажденный туман, вертикальная видимость 60 м), экипаж принял решение выполнить полет. Условия были на грани минимума, но формально позволяли выполнить посадку.
Тот же самолет. Источник: https://russianplanes.net/id60494
Контекст: авиакомпания и самолет
Авиакомпания Altyn Air была создана по распоряжению президента для поддержки отечественных авиаперевозок и обслуживания государственных чиновников. К 2008 году ее парк сократился до нескольких устаревших советских самолетов, включая один Ту-134. Экипаж состоял из второго пилота, для которого этот полет был первым в новой роли, и бортинженера с небольшим опытом на данном типе воздушного судна. На борту находились 82 пассажира и 6 членов экипажа.
Самолет с бортовым номером EX-020 был ветераном: за 25 лет службы он налетал более 41 тысячи часов. Его сертификат летной годности истекал через месяц, после чего лайнер планировалось списать. Руководство авиакомпании уже сделало выбор в пользу подержанных Boeing, отказавшись от дорогостоящей модернизации стареющего «Туполева».
Тот же самолет. Источник: https://russianplanes.net/id189878
Особенности аэропорта и самолета
Ту-134, несмотря на возраст, был уникальной машиной, отличавшейся, например, высокими допусками по боковому ветру при посадке. Однако аэропорт Ош представлял собой сложный объект: он расположен в горной местности, а заход на посадку осуществлялся через узкие воздушные коридоры, согласованные с Узбекистаном. Метеорологический минимум аэропорта был установлен на уровне первой категории ICAO, но, как отмечается в тексте, это решение принималось с нарушениями процедур.
Аэропорт Ош
Авария и счастливое спасение
При заходе на посадку в условиях тумана самолет совершил жесткое приземление с большой вертикальной скоростью. Правая стойка шасси не выдержала перегрузки и была повреждена. Ту-134 перевернулся через правое крыло, которое полностью отделилось, и остановился вверх колесами на снегу с правой стороны взлетно-посадочной полосы, после чего возник пожар. Аварийные службы оперативно отреагировали и потушили огонь.
Несмотря на масштабные разрушения самолета, это происшествие стало предновогодним чудом: катастрофы с массовой гибелью людей удалось избежать. Благодаря слаженным действиям экипажа и служб спасения была организована быстрая эвакуация. Серьезные травмы получил только один человек, еще четверо отделались повреждениями легкой и средней тяжести. Капитан покинул горящий самолет последним.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
На месте аварии
Расследование: две версии событий
Расследованием занимались как авиационные эксперты (включая приглашенных специалистов Межгосударственного авиационного комитета — МАК), так и следственная группа из транспортной прокуратуры и МВД Кыргызстана. Их выводы кардинально разошлись.
Версия авиационных экспертов: Экипаж допустил ряд нарушений. Самолет вышел на глиссаду слишком поздно, на удалении 4 км от торца ВПП вместо положенных 10.5 км. Получив от диспетчера неактуальные метеоданные, капитан растерялся и не стал уходить на второй круг. Снижение происходило по крутой траектории с возрастающей скоростью, что привело к жесткой посадке с перегрузкой до 4.5 g в 97 метрах от конца полосы и последующему разрушению конструкции.
На месте аварии
Версия следственной группы: Следователи, основываясь на повторной расшифровке бортовых самописцев, заявили, что посадка была в пределах нормы (перегрузка 1.4 g). По их мнению, разрушение самолета произошло из-за накопленных усталостных повреждений конструкции и скрытых дефектов, а не из-за действий пилотов. Крыло отделилось уже во время пробега по ВПП. Пилоты на допросе заявили, что субъективно оценили событие как грубую посадку лишь потому, что самолет разрушился.
Эксперты МАК отказались давать показания следственной группе, сославшись на свой российский гражданский статус. Эта ситуация наглядно показала, как техническое расследование причин авиационного происшествия может пересекаться и конфликтовать с уголовным процессом.
«Восток — дело тонкое», — заключает автор, предоставляя читателю самому делать выводы о том, какая из версий ближе к истине.
ВК Расследование авиакатастроф:
https://vk.com/club227048718
[Мой] Самолет Полет Авиация Инцидент в аэропорту Кыргызстана Несчастный случай с пилотом гражданской авиации Длинный пост Минус 7
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Предновогоднее чудо" Авария Ту-134 в Кыргызстане.