Конец XX века стал для России временем тяжелейших испытаний. Страна переживала глубокий кризис, советская промышленность, включая авиационную, оказалась в упадке. Предприятия, оставшиеся без государственной поддержки, боролись за выживание любыми способами, часто пренебрегая элементарными нормами безопасности.

Летающая лаборатория Ан-12, превращенная в грузовой лайнер.
В числе таких предприятий оказалось Ермолинское летное научно-испытательное предприятие (ЭЛИИП). Располагая собственным аэропортом и парком самолетов-лабораторий Ан-12, в 1990-е годы оно стало ярким примером «дикого» коммерческого подхода. С самолетов демонтировали уникальное испытательное оборудование, превратив их в обычные грузовики для заработка «легких денег». Безопасность полетов отошла на второй план, а спрос на авиаперевозки в условиях зарождающегося рынка был колоссальным.
Роковой рейс с фатальной перегрузкой
29 октября 1994 года один из таких самолетов ЭЛИИП выполнял коммерческий рейс по маршруту Южно-Сахалинск — Усть-Илимск — Омск — Ермолино. Перед вылетом на его борт погрузили 12 100 кг груза: 7,5 тонн рыбы, два автомобиля и два микроавтобуса. Помимо девяти членов экипажа, в негерметичном грузовом отсеке разместились 14 пассажиров, включая пятерых детей. Общая взлетная масса составила 68 400 кг, что на целых 7,4 тонны превышало максимально разрешенную. Как такое стало возможным и почему службы аэропорта допустили взлет — вопросы, на которые ответ, увы, лежит в плоскости коррупции и вседозволенности тех лет.

Тесная кабина Ан-12, не предназначенная для пассажирских перевозок.
Примечательно, что в составе экипажа находились два инспектора самого ЭЛИИП — командир летной группы и старший штурман. Их присутствие, вероятно, должно было обеспечивать контроль, но на деле они лишь «осваивали» выгодный маршрут, не оказывая реальной помощи пилотам.
Нарушения в полете и роковое решение
После взлета экипаж отключил бортовой самописец, что является грубейшим нарушением. Включили его лишь на подлете к Усть-Илимску, что скрыло возможные инциденты во время полета. Прибывая к месту назначения, пилоты узнали, что погода в Усть-Илимске и запасном аэропорту Усть-Кут ухудшилась ниже минимума. Несмотря на это, командир принял твердое решение садиться именно в Усть-Илимске. Мотивы были сугубо экономическими: дешевле топливо, ниже сборы, а главное — там ждали груз и пассажиры.

Погрузка Ан-12 в типичных для того времени условиях.
Снижение проходило с многочисленными нарушениями. Экипаж не уточнил посадочные данные, не распределил обязанности. Когда диспетчер сообщил, что видимость упала до 1200 метров, пилоты лишь уведомили запасной аэропорт в Братске и продолжили заход.
Цепь фатальных ошибок
Ситуация на земле также была критической. Замеры показали, что коэффициент сцепления взлетно-посадочной полосы составляет 0,26 при минимально допустимых 0,30 для Ан-12. Руководитель полетов приказал диспетчеру направить самолет на запасной аэродром, но тот лишь сообщил экипажу данные и «посоветовал» уйти. Экипаж проигнорировал и это предупреждение.

Аэропорт Усть-Илимск, где разыгралась трагедия.
Далее последовала череда ошибок: снижение ниже установленной высоты, превышение скорости на глиссаде, потеря контроля над скоростью и высотой. Напряжение экипажа, усталость от длительного ночного перелета и смены часовых поясов сыграли свою роль. Взаимодействие в кабине было нарушено. Когда бортмеханик, осознав критичность ситуации, предложил уйти на второй круг, командир согласился, но действий не последовало.

Рабочее место штурмана в Ан-12.
Включенные фары создали «световую завесу», окончательно лишив пилотов визуального контакта с землей. Скорость упала до опасных 235 км/ч. В это время руководитель полетов, видя, что самолет все же идет на посадку на непригодную полосу, приказал диспетчеру дать команду «Уходите на круг». Сообщение поступило, но было уже слишком поздно.
Катастрофа
В 18:36 Ан-12 врезался в холм высотой 25-30 метров, расположенный прямо перед взлетно-посадочной полосой. Первый удар пришелся в 2100 метрах от ее порога. Самолет разрушился и загорелся, проскользив по склону еще 230 метров. Все 23 человека на борту погибли. Расшифровка самописца показала, что команда на уход на второй круг поступила через пять секунд после столкновения. За 1,5 секунды до удара пилоты, наконец, увидели землю, и регистратор зафиксировал отчаянные возгласы и рефлекторные попытки выровнять самолет.

Обломки самолета на месте катастрофы.
Следственная комиссия установила, что причиной катастрофы стали действия экипажа, допустившего грубейшие нарушения. Также виновными признали диспетчеров, не принявших всех мер для предотвращения посадки в несоответствующих условиях. Эта трагедия стала страшным символом эпохи — времени, когда погоня за прибылью и всеобщая неразбериха стоила человеческих жизней.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Пилот, Катастрофа, Авиакатастрофа, Гражданская авиация, 90-е, Длинная статья, Ан-12
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Катастрофа лихих 90-х. Крушение Ан-12 под Усть-Илимском.