Закупка Польшей южнокорейских учебно-боевых самолетов FA-50 привела к серьезным логистическим и оперативным трудностям для военно-воздушных сил страны. Как сообщает портал Onet.pl со ссылкой на источники в ВВС Польши, ситуация сложилась из-за неполноценного контракта, подписанного бывшим министром обороны Мариушем Блащаком.
Суть проблемы
Соглашение о покупке 48 самолетов FA-50, заключенное в сентябре 2022 года, не предусматривало поставку необходимого вооружения, запчастей и тренажеров для подготовки пилотов. По словам офицера ВВС Польши, бывший министр обороны господин Блащак стремился к быстрому политическому успеху, что в итоге обернулось серьезными проблемами с обучением летчиков и неясными перспективами боевого применения этих машин.
Начальник Генерального штаба Войска Польского генерал Веслав Кукула подтвердил, что контракт был составлен с недостатками, и для их исправления сейчас требуются время и значительные усилия.
Последствия для боеготовности
В результате все 12 полученных Польшей самолетов FA-50 с 1 января по 15 марта 2024 года были вынуждены простаивать на авиабазах в районе Минска-Мазовецкого, не имея возможности выполнять полеты. По информации источников, фактический простой техники длился с декабря прошлого года до начала апреля текущего.
Отсутствие вооружения и средств подготовки
Основная проблема заключается в том, что контракт не включал поставку боеприпасов. Более того, выяснилось, что имеющиеся у Польши ракеты «воздух-воздух» несовместимы с FA-50, поскольку являются «слишком сложными» для этих самолетов. Как отмечает главный редактор журнала «Nowa Technika Wojskowa» Мариуш Челна, только будущая модернизированная версия FA-50PL, которая появится через несколько лет, сможет использовать ракеты нового поколения.
Серьезной проблемой стала и подготовка пилотов. Хотя восемь польских летчиков прошли обучение в Южной Корее, полеты без корейских инструкторов осуществляются крайне редко. Два приехавших в Польшу инструктора не смогли решить проблему — один из них вскоре получил травму и вернулся на родину. Заменить их могли бы тренажеры, однако по условиям соглашения три оперативных летных тренажера (OFT) поступят в страну не раньше 2025 года, а тренажеры для отработки катапультирования пилотов и вовсе не предусмотрены.
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20546537
Тактико-технические характеристики и вооружение FA-50
Самолет FA-50 имеет семь точек подвески, что позволяет ему нести до 4,5 тонн вооружения. Однако выбор оружия критически зависит от допустимых перегрузок, особенно при выполнении маневров на высокой скорости. Чем больше вооружения несет самолет, тем более ограниченной становится его маневренность.
Подвесное оборудование включает не только ракеты и бомбы, но и дополнительные топливные баки или специальные контейнеры для выполнения конкретных задач.
Вооружение базовой версии (Block 10)
Арсенал базовой версии FA-50 Block 10, которая сейчас поставляется Польше, считается довольно скромным. Он включает:
- Ракеты «воздух-воздух» малой дальности: AIM-9 Sidewinder в модификациях L, M, P и G.
- Ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65 Maverick (версии A, B, D, G).
- Неуправляемые ракеты: в пусковых установках LAU-3/A.
- Авиабомбы: свободнопадающие Mk 82, корректируемые спутниковой навигацией GBU-38/B JDAM (на базе Mk 82), кассетные боеприпасы CBU-105 с суббоеприпасами BLU-108 и Mk-20 Rockeye II.
- Средства обучения: буксируемая воздушная мишень AGTS-36 (в Польше в настоящее время не используется).
Большая часть этого вооружения также состоит на вооружении польских истребителей F-16.
Подробнее о ключевых типах вооружения
AIM-9 Sidewinder — американская ракета «воздух-воздух» с тепловым наведением, состоящая на вооружении с 1950-х годов. Для FA-50 актуальны версии G, L, M, P. Перспективная версия AIM-9X, обладающая повышенной маневренностью и возможностью атаки «всёракурсно», планируется к интеграции на модернизированные FA-50 и уже используется на F-16.
AGM-65 Maverick — высокоточная тактическая ракета «воздух-земля». На FA-50, вероятно, будет применяться версия G или G-2, которая также стоит на вооружении польских F-16. Ракета оснащена различными системами наведения (ТВ, лазерным, тепловизионным).
Бомба Mk 82 — американская 500-фунтовая (около 227 кг) свободнопадающая бомба, одна из самых распространенных в мире.
Кассетные бомбы CBU-105 и Mk-20 Rockeye II предназначены для поражения бронетехники.
Неуправляемые ракеты Hydra 70 калибра 70 мм, запускаемые из установок LAU-3, используются для поражения наземных целей.
Планируемое вооружение для модернизированной версии (Block 20)
Боевые возможности самолета должны существенно возрасти с появлением версии FA-50 Block 20, интеграция вооружения для которой еще ведется. Планируется оснастить его:
- Ракетами «воздух-воздух» средней дальности: AIM-120 AMRAAM (вероятно, модификации C-5 или C-7).
- Современными ракетами «воздух-поверхность»: британскими Brimstone и немецко-шведскими Taurus KEPD 350.
- Высокоточными бомбами: такими как GBU-12 Paveway II с лазерным наведением.
- Современным прицельным контейнером: Sniper ATP, который позволит обнаруживать цели и наводить на них управляемое оружие.
Эта модернизация превратит FA-50 из учебно-боевого в полноценный легкий многоцелевой истребитель. В перспективе также рассматривается интеграция других видов вооружения, например, противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM или крылатых ракет AGM-158 JASSM.
Обратите внимание: Осужденные за катастрофу бомбардировщика офицеры выплатят 4,5 млн рублей.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: СМИ: поставленные Сеулом FA-50 создали большие проблемы для польских ВВС.