Sikorsky S-42: Летающая лодка, открывшая эру трансконтинентальных перелётов для Pan American

Продолжение статьи: Sikorsky S-40 — летающий корабль авиакомпании Pan Am Airways

Рождение легенды: обед, изменивший авиацию

19 ноября 1931 года во время обеда на борту летающей лодки Sikorsky S-40 произошла судьбоносная встреча. Знаменитый пилот Чарльз Линдберг, передав управление, присоединился к самому важному пассажиру — авиаконструктору Игорю Сикорскому. Этот разговор, по мнению историков, стал одним из поворотных моментов в развитии гражданской авиации.

Линдберг делился своим видением самолёта будущего: он мечтал о машине с чистым аэродинамическим профилем, без множества внешних стоек и подкосов, которые создавали сопротивление и снижали скорость с дальностью. Сикорский, понимая огромную ответственность, отмечал, что они должны быть на два шага впереди, ведь на кону была безопасность пассажиров. Легенда гласит, что именно за этим обедом, набросав эскиз в меню, они заложили концепцию нового самолёта — будущего S-42.

План С-42

Технический прорыв: требования и реализация

Основатель Pan American Хуан Трипп разделял это стремление к океанским перелётам. Новый самолёт должен был обладать беспрецедентной дальностью — 2500 морских миль (около 4000 км) против встречного ветра, а его крейсерская скорость должна была превосходить все существующие на тот момент летающие лодки. Хотя параллельно велась разработка Martin M-130, именно Sikorsky S-42 стал первым шагом к осуществлению этой мечты.

Внутренний мир С-42. (Популярная механика, 1934 г)

Первый полёт S-42 состоялся 30 марта 1934 года. Самолёт стал воплощением технического прогресса: он оснащался большими закрылками, клёпкой заподлицо для улучшения аэродинамики, тормозами воздушных винтов и автоматической системой смазки. Его эксплуатационная высота была выше, чем у любого другого авиалайнера того времени, и оставалась непревзойдённой почти десятилетие. Конструкция была настолько передовой, что для наземного самолёта аналогичного класса потребовались бы бетонные ВПП, тогда как S-42, будучи летающей лодкой, мог использовать водную гладь.

Самолёт мог брать на борт до 32 пассажиров и преодолевать до 750 морских миль, что позволило открыть прямые рейсы через Карибское море в Колумбию и далее, с промежуточными посадками, в Бразилию. По дальности и пассажировместимости он значительно превосходил знаменитый Douglas DC-3.

Доставлен первый С-42: NC 822M Brazil Clippers

«Морской авиалайнер»: роскошь и стиль

S-42 полностью воплотил идею Хуана Триппа о «воздушных морских путях». Интерьер, с круглыми иллюминаторами, отделкой из ценных пород дерева и изысканными тканями, напоминал салоны роскошных океанских лайнеров. В рекламных материалах Pan Am активно использовалась морская терминология: полёты назывались «круизами», а кабина пилотов — «капитанским мостиком».

Коммерческая эксплуатация S-42 началась в 1934 году на маршрутах из Майами в страны Карибского бассейна и вдоль восточного побережья Южной Америки до Рио-де-Жанейро.

Эволюция и служба: от S-42A до S-42B

В 1935 году появилась модификация S-42A с улучшенной аэродинамикой, увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями, что расширило его возможности на южноамериканских линиях.

Настоящим же «дальнобойщиком» стал S-42B, представленный в 1936 году. Именно эти самолёты начали осваивать трансконтинентальные маршруты: 18 июня 1937 года «Bermuda Clipper» открыл линию Балтимор — Бермуды, а в конце декабря того же года S-42B вышел на трассы в южной части Тихого океана. Он также летал на линиях Манила-Гонконг и Сиэтл-Джуно.

Sikorsky S-42B - Самоа Клипер

Экспериментальные полёты: разведка путей через Атлантику

Дальность S-42B сделала его идеальным инструментом для разведки будущих коммерческих маршрутов. В 1937 году «Pan Am Clipper III» совершил серию исторических исследовательских рейсов через Атлантику из Нью-Йорка. Были опробованы как северный маршрут через Канаду, Ньюфаундленд и Ирландию в Великобританию, так и южный — через Бермуды, Азорские острова и Португалию.

Обратите внимание: Ту-154 Люфтваффе столкнулся с американским транспортником.

Прибытие в «Клипер Три». Фойнс, Ирландия. 6 июля 1937 г

Транстихоокеанский вызов и политические интриги

Хуан Трипп страстно желал начать трансатлантические рейсы, однако этому активно препятствовала Великобритания. Одной из ключевых причин было технологическое превосходство S-42. Британцы не могли допустить, чтобы американская компания демонстрировала такое преимущество, пока у них самих не появится сопоставимый самолёт (им позже станет Shorts S.23).

Однако для ещё более амбициозной цели — регулярных полётов через Тихий океан — даже S-42B не подходил. Его дальности в 1250 морских миль с полной загрузкой было недостаточно для преодоления огромных тихоокеанских просторов. Поскольку предназначенный для этого Martin M-130 ещё не был готов, Pan Am пошла на смелый шаг. Один из S-42 (борт NC 823M) был отправлен на завод для радикальной модификации: снято всё лишнее оборудование, увеличена ёмкость топливных баков. Целью было достичь дальности в 3000 морских миль для покорения ключевого участка Калифорния — Гавайи.

S-42 NC 823M Pan Am пролетает над недостроенным мостом через залив Сан-Франциско (nickgrantadventures.com)

Эти полёты стали доказательством возможности регулярного воздушного сообщения через крупнейший океан планеты. Позже, в 1939 году, эстафету на атлантических маршрутах у S-42 принял более крупный Boeing 314.

S-42 NC 16734, "Pan American Clipper II/Samoan Clipper" и Shorts 23 из Окленда.

Лётно-технические характеристики Sikorsky S-42 (1934)

Размах крыла: 36,00 м
Длина самолёта: 21.00 м
Высота самолёта: 6,70 м
Площадь крыла: 196,40 м²

Масса:
— Пустого самолёта: 10886 кг
— Максимальная взлётная: 19050 кг

Силовая установка: 4 поршневых двигателя Pratt & Whitney Hornet S4EG
Мощность: 4 х 750 л.с.
Максимальная скорость: 303 км/ч
Крейсерская скорость: 266 км/ч
Практическая дальность: 1448 км
Практический потолок: 4877 м
Экипаж: 4 человека
Полезная нагрузка: 28-34 пассажира

Источник: JPB TRANS CONSULTING, Sky Corner.

мой перевод

[Мой] Перевод Сикорский Перевод Авиация Самолет Дирижабль История авиации Гражданская авиация Пассажирские самолеты Технологии Длинный пост 4

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Sikorsky S-42 - транс-тихоокеанский дебют Pan American.