В сегодняшнем выпуске виртуального музея ретротехники мы рассмотрим специализированное торговое оборудование — монетосортировочную машину С-2. Этот аппарат был выпущен в 1982 году Калининградским производственным объединением «Калинедрадторгмаш» и предназначался для автоматизации работы кассиров.

Экземпляр, попавший ко мне, был доставлен в классическом деревянном заводском ящике. После распаковки первым делом пришлось очистить агрегат от консервационной смазки, которой его покрыли для долгосрочного хранения.

Как работает сортировщик монет
Машина С-2 способна сортировать монеты пяти различных номиналов. Принцип её работы довольно нагляден: монеты засыпаются в приёмный бункер, откуда попадают на наклонный вращающийся ротор, оснащённый специальными штифтами. Ротор приводится в движение электродвигателем. Подхваченные монеты выбрасываются на наклонный жёлоб, вдоль которого расположены окна разного диаметра. Монета скатывается по желобу и проваливается в соответствующий её размеру лоток, тем самым осуществляя сортировку.

Сердцем устройства является мотор, соединённый с редуктором (коробкой передач), который и задаёт вращение сортировочному ротору.

Особенности конструкции
Любопытной деталью является наличие на машине электрической розетки. Дело в том, что вилка самого аппарата была оснащена заземляющим контактом, что было редкостью для стандартных советских бытовых розеток того времени, что говорит о некоторой «продвинутости» оборудования.



На примере монеты номиналом 10 копеек можно хорошо рассмотреть устройство жёлоба с прорезями-окошками, через которые и происходит разделение.


Качество сборки и эксплуатация
Качество изготовления машины оставляет желать лучшего и скорее напоминает кустарное производство. Например, некоторые заклёпки со временем ослабли, а литые детали имеют грубую обработку и видимые дефекты.


Несмотря на это, аппарат в целом справлялся со своей задачей. Однако в процессе тестирования выявился конструктивный недостаток: при случайном заклинивании монеты в роторе, возникающая нагрузка приводила к срезу шпонки, соединяющей вал двигателя с ротором. Видимо, в машине не была предусмотрена предохранительная муфта, ограничивающая крутящий момент, что и становилось причиной поломки.
Некоторые крепёжные элементы на корпусе были дополнительно зафиксированы краской.

Внутренняя поверхность приёмного бункера для снижения шума была облицована резиной.


[Моя] техника советского производства Калининградский виртуальный музей Длинный пост 18
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Ретропонедельник №152. Монетосортировальная машина С-2.