Хотя эта тема может показаться узкоспециальной, обойти вниманием небольшие эсминцы второго класса Императорского флота Японии периода Второй мировой войны невозможно. Они играли важную, хотя и менее заметную роль.

После рассмотрения всех крупных эсминцев класса «Морской эсминец» логично обратиться к кораблям класса «Эсминец II класса» (Destroyer). Эти суда составляли значительную часть японской судостроительной программы, выполняя вспомогательные задачи и разгружая более крупные эсминцы. Их служба часто была не менее напряжённой и опасной.
Исторический контекст и параллельное развитие
Линия развития японских эсминцев среднего класса шла параллельно с созданием «больших» эсминцев ещё со времён Первой мировой войны. Важно отметить, что, как и в германском флоте, это были именно эскадренные миноносцы, предназначенные в первую очередь для торпедных атак, а не самостоятельные патрульные корабли типа фрегатов.

IJN Киджи (класс больших птиц), будущее «Осторожно», 1937 г
Предшественниками можно считать типы «Моми» и «Вакатаке», которые были, по сути, уменьшенными версиями эсминцев типа «Минекадзе». Корабли типа «Вакатаке» стали последними, официально носившими классификацию «эсминец второго класса» — все последующие торпедные корабли этого класса стали именоваться просто эсминцами.
Тип «Чидори» (Томодзуру): Опасный эксперимент
«Преемниками» эсминцев типа «Фубуки» в классе малых кораблей стали четыре эсминца типа «Чидори», вступившие в строй в 1933-1934 годах. Они были спроектированы в рамках ограничений Лондонского морского соглашения 1930 года и имели крайне малое стандартное водоизмещение — всего 535 тонн. Несмотря на скромные размеры, их вооружение выглядело внушительно: три 127-мм орудия (одно спаренное и одно одиночное) и два спаренных 533-мм торпедных аппарата. Силовая установка мощностью 11 000 л.с. обеспечивала скорость в 30 узлов.

IJN Чидори сразу после постройки, до реконструкции, ноябрь 1933 г.
Однако стремление уместить максимальную огневую мощь в минимальный корпус привело к фатальным проблемам с остойчивостью. Расплата наступила быстро: 12 марта 1934 года эсминец «Томодзуру» перевернулся во время учений в штормовом море. Хотя корабль не затонул и был спасён, катастрофа унесла жизни 97 моряков и заставила японское командование срочно пересмотреть проекты всех лёгких кораблей.
Все корабли типа «Чидори» прошли масштабную перестройку. Были демонтированы тяжёлые башенные установки и один торпедный аппарат. Вместо них установили три 120-мм орудия на щитовых установках, что снизило верхний вес. Водоизмещение увеличилось до 600 тонн за счёт балласта, а скорость упала до 28 узлов. В ходе войны эти эсминцы, усиленные зенитным вооружением и противолодочными средствами, стали, по мнению некоторых экспертов, одними из наиболее эффективных противолодочных кораблей Японии.
Тип «Отори» (Большая птица): Уроки, усвоенные
Следующая серия из восьми эсминцев типа «Отори» (вступили в строй в 1936-1937 гг.) была спроектирована с учётом печального опыта «Томодзуру». От закрытых башен окончательно отказались в пользу открытых щитовых установок со 120-мм орудиями. Водоизмещение увеличили до 840 тонн, а мощность силовой установки почти вдвое — до 19 000 л.с., что позволило развивать скорость до 30,5 узлов. Торпедное вооружение сократили до одного трёхтрубного 533-мм аппарата.

Перевал Жихэ на реке Янцзы, 1938 год
Эти корабли в основном использовались для эскортных задач в китайских водах и Южных морях. Войну пережил лишь один эсминец этого типа — «Кидзи», который после войны был передан СССР по репарациям.
Тип «Мацу»: Военное упрощение
Ожесточённые бои на Тихом океане и огромные потери заставили Японию искать пути быстрого восполнения флота. Ответом стал тип «Мацу» — упрощённый и удешевлённый эсминец военного времени. Строительство 18 единиц велось с 1943 по 1945 год.

IJN Моми (уровень сосны), 04.09.1944
Эти корабли уже не предназначались для действий в составе эскадр. Их скорость снизили до 27,8 узла. Главным нововведением стало универсальное 127-мм орудие с длиной ствола в 40 калибров, более пригодное для зенитной стрельбы. Вооружение включало три таких орудия (одно спаренное и одно одиночное), мощную малокалиберную зенитную батарею (до 24 стволов 25-мм) и один четырёхтрубный 610-мм торпедный аппарат без запасных торпед.
Несмотря на скромные характеристики, эсминцы типа «Мацу» отметились в боях. Наиболее известен бой в заливе Ормок в декабре 1944 года, где «Такэ» в ночной торпедной атаке потопил американский эсминец USS Cooper, одержав одну из последних тактических побед японского флота.
Тип «Татибана»: Дальнейшее удешевление
Дальнейшим развитием линии «Мацу» стал тип «Татибана». Эти корабли отличались ещё более упрощённой конструкцией надстроек, широким использованием прямолинейных профилей вместо криволинейных и применением обычной стали вместо высокопрочной. Водоизмещение немного возросло. Первоначально планировалось построить более сотни таких кораблей, но до конца войны успели ввести в строй лишь 14 из 23 заложенных.

Тачибана и сосны в гавани
Появившись слишком поздно, большинство из них не успело принять активного участия в боях и было уничтожено американской авиацией на базах. Примечательна судьба «Наси», который, будучи потопленным в 1945 году, был поднят, отремонтирован и в 1956 году вошёл в состав Морских сил самообороны Японии под именем «Вакаба».


Бывший японский эсминец, будущий военный корабль США «Винд», 27 августа 1945 года. На его борту находились японские лоцманы, обеспечивавшие проход кораблей через Токийский залив для подписания акта о капитуляции.
Таким образом, эволюция японских эсминцев второго класса прошла путь от перегруженных и опасных кораблей-неудачников до предельно упрощённых, но специализированных единиц, вынужденно строившихся в условиях тотальной войны и нехватки ресурсов.
Взял здесь
Военная техника Военная история Корабли Эсминцы Вооружение Длинный пост Япония 3Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Эсминцы Японии. Часть пятая. В тени старших братьев.