Становление ударной мощи: как Япония создавала теорию применения авианосцев

В состоятельных семьях было принято украшать гостиные дорогими произведениями искусства, которые, не имея практической пользы, служили символом статуса и престижа. Похожую роль в 1930-е годы играли линкоры — они уже утратили былое боевое значение, но оставались показателем военно-морской мощи. Генерал-лейтенант Исороку Ямамото, произнеся эти слова в 1935 году, возможно, выдавал желаемое за действительное, но точно уловил дух времени, когда новая сила — авиация — только начинала менять правила игры на море.

Поиск роли для палубной авиации

Когда в 1922 году Императорский флот получил свой первый авианосец, роль палубной авиации копировала британский опыт Первой мировой войны. Она сводилась к разведке, корректировке артиллерийского огня, поиску подводных лодок и борьбе с самолетами противника. Первая авиагруппа на «Хосё» состояла в основном из истребителей и разведчиков, а ударные возможности были минимальными. Даже с появлением «Акаги» в 1927 году баланс сил на борту смещался в сторону разведки. Во время учений торпедоносцы часто ставили дымовые завесы, поддерживая атаки эсминцев, а не действовали самостоятельно.

1 апреля 1928 года два авианосца были объединены в 1-ю авианосную дивизию (в японских документах — «коку сэнтай», что дословно означает «воздушная эскадрилья»). Однако долгое время авианосцы рассматривались не как самостоятельная ударная сила, а как средство усиления для традиционных соединений флота. Их постоянно переводили между дивизиями, отправляли в резерв или на модернизацию.

ВМС Японии, Акаги, 15 октября 1934 г

Технологический рывок и смена парадигмы

Ситуация начала меняться с развитием техники. В 1929-1931 годах Япония получила новый торпедоносец Mitsubishi B2M (на базе британского Blackburn T.7B), первые специализированные противокорабельные авиабомбы и собственную авиационную торпеду Тип 91, которая после доработок стала одной из лучших в мире. Под влиянием «авиационного лобби», куда входил и капитан Ямамото, флот заказал Германии разработку пикирующего бомбардировщика, что привело к появлению Aichi D1A.

К середине 1930-х противокорабельные возможности палубной авиации резко возросли. От специализированных разведчиков отказались, а состав авиагрупп сместился в сторону штурмовиков — торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Была создана 2-я авианосная дивизия. В доктрине флота («Кайсен юмурэй») появилась расплывчатая задача атаковать авианосцы противника в начале конфликта, чтобы вывести их из игры. Однако единой утвержденной тактики применения авиации так и не было принято — Генеральный штаб лишь выпустил компромиссный «Проект руководства по воздушному бою», который всех не устроил.

Несмотря на это, на низовом уровне шла активная работа. Авианосцы стали рассматривать как самостоятельную силу, способную наносить упреждающие удары с большой дистанции. Для этого потребовались самолеты нового поколения с увеличенной дальностью. Конфликт с Китаем в 1937 году стал полигоном для новых машин: биплана-торпедоносца Yokosuka B4Y и революционного цельнометаллического истребителя-моноплана Mitsubishi A5M, который мог нести подвесные баки и сопровождать ударные группы. Это был знак зрелости японской авиастроительной школы, хотя на Западе этот факт долго игнорировали, считая японскую технику копиями зарубежных образцов.

Тактическая арифметика: расчеты для победы

Кага, Япония, 11 мая 1937 г. На палубе истребитель Nakajima A4N и торпедоносец Mitsubishi B2M (на заднем плане)

К концу 1930-х японские летчики достигли высокой точности. Горизонтальное бомбометание по неподвижным целям давало до 33% попаданий, но против маневрирующих кораблей оно было неэффективно. Основной надеждой стали торпеды. Подготовка экипажей и характеристики торпеды Тип 91 обеспечивали невероятно высокий процент попаданий на учениях — до 90%. Однако торпедоносцы были крайне уязвимы во время атаки, летя прямо и на малой высоте. Тактика «молота и наковальни» (атака с двух бортов) повышала шансы на попадание, но означала, что половина торпед уйдет впустую. Расчеты показали: чтобы гарантированно вывести из строя тяжелый корабль, нужно не менее 18 торпедоносцев.

Для подавления корабельной ПВО и защиты торпедоносцев предназначались пикирующие бомбардировщики. Их 250-кг бомбы могли выводить из строя зенитные расчеты и повреждать палубы авианосцев. Точность пикирования к 1939 году превысила 50%, а к 1942-му, как показала атака на британские крейсера, достигала 90%. Однако и пикировщики были уязвимы, двигаясь по предсказуемой траектории. Для снижения потерь применялась схема, когда первая треть группы с фугасными бомбами подавляла ПВО, «расчищая путь» остальным с бронебойными бомбами. Для эффективного подавления ПВО корабля требовалось 16-18 пикирующих бомбардировщиков.

Таким образом, для успешной скоординированной атаки нужна была эскадрилья торпедоносцев (18 машин), эскадрилья пикирующих бомбардировщиков (18 машин), истребители сопровождения (не менее 9) и истребители прикрытия своего соединения. Итого — около 50 самолетов. Ни один японский авианосец не мог поднять такую группу за один раз. Катапульты, которые могли бы помочь, на кораблях отсутствовали, так как их цикл был слишком долгим.

Рождение концепции «волновой» атаки

Решение было найдено в одновременном использовании нескольких авианосцев. В простейшем случае два авианосца дивизии поднимали ударные группы по очереди: сначала один запускал торпедоносцев и часть истребителей, другой — пикирующих бомбардировщиков и свою часть прикрытия. Через 30-40 минут они менялись ролями для второй волны. Это позволяло поднять в воздух до 36 самолетов с каждого корабля, что было по силам даже авианосцам типа «Сорю».

Такая тактика требовала тесного взаимодействия авианосцев в зоне визуальной видимости, что увеличивало риск быть атакованными. Однако преимущества — совместное патрулирование, усиленное прикрытие истребителями и взаимная поддержка зенитным огнем — перевешивали недостатки. На учениях 1937 года две авианосные дивизии действовали независимо, приданные разным флотам. Идея массирования сил на уровне больше дивизии еще не рассматривалась. Однако логика развития вооружений и тактики неумолимо вела к созданию мощных авианосных соединений, что в полной мере проявилось в атаке на Перл-Харбор, где шесть авианосцев подняли 405 самолетов двумя волнами.

Взял здесь

Военная техника Военная история Корабли Эсминцы Вооружение Длинный пост Япония 0

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Авианосцы Японии. Часть четвертая. Меч Империи — теория.