Попытка обойти договор: рождение «Парящего дракона»
После ввода в строй авианосцев «Акаги» и «Кага» у Японии оставался неиспользованный лимит тоннажа по Вашингтонскому договору. Финансовые трудности заставили искать обходные пути. Конструкторы решили воспользоваться лазейкой: договор определял авианосец как корабль водоизмещением свыше 10 000 тонн. Таким образом, корабль меньшего размера формально не подпадал под ограничения.

Этой идеей стал «Рюдзё» («Парящий дракон»), заложенный в 1929 году. Изначально его стандартное водоизмещение планировалось в 7900 тонн. Однако Лондонский морской договор 1930 года закрыл эту лазейку, распространив ограничения на любые корабли, предназначенные для взлета и посадки самолетов. Несмотря на это, строительство продолжилось.

IJN Рюдзё, оригинальный внешний вид
Корабль, вступивший в строй в 1933 году, изначально имел серьезные конструктивные недостатки. Узкий корпус с соотношением длины к ширине почти 9:1 и добавленный второй ярус ангара для 48 самолетов катастрофически ухудшили остойчивость. После инцидента с эсминцем «Томацуру», перевернувшимся в шторм, «Рюдзё» был признан опасным. Его срочно отправили на модернизацию: усилили корпус, добавили були и балласт, сняли часть вооружения. Несмотря на все доработки, «Рюдзё» остался неудачным и перегруженным кораблем, однако он предоставил японским инженерам бесценный опыт.

IJN Ryujo, первые ходовые испытания после модернизации, сентябрь 1934 г
От авианесущего крейсера к «Сорю»
Оставшийся после «Рюдзё» лимит тоннажа в 20 100 тонн предназначался для двух новых авианосцев. Первоначально Генштаб флота хотел получить гибрид — авианесущий крейсер с 203-мм орудиями, чтобы компенсировать нехватку тяжелых крейсеров. Проект «G-6» предполагал корабль с 70 самолетами, шестью 203-мм орудиями и скоростью 36 узлов.
Однако требования резко изменились, возможно, из-за проблем, выявленных на «Рюдзё». Теперь нужен был авианосец с авиагруппой в 100 самолетов, но водоизмещением всего в 10 050 тонн. От башен главного калибра отказались. После многочисленных переделок, вызванных все теми же проблемами остойчивости, родился проект «G-9» — будущий «Сорю».

IJN Рюдзё, 1936 (Современная раскраска)
«Сорю» — первый удачный «Дракон»
Заложенный в 1934 году «Сорю» официально значился как 10 050-тонный корабль, хотя его реальное стандартное водоизмещение составляло 15 900 тонн. Он унаследовал силовую установку от крейсеров типа «Могами», что сделало его самым быстрым авианосцем в мире на тот момент (34.9 узла).
Конструкторы учли ошибки прошлого: двухъярусный ангар частично встроили в корпус для снижения центра тяжести. Вооружение состояло из 12 универсальных 127-мм орудий и 28 25-мм зенитных автоматов. Броня была минимальной, но корабль получился сбалансированным и эффективным, положив начало новому классу японских авианосцев.

IJN Сорю, 22 января 1938 г. (Современная раскраска)
Эволюция идеи: авианосец «Хирю»
«Хирю», заложенный в 1936 году, стал развитием проекта «Сорю». Его корпус был усилен и расширен, носовая часть изменена для лучшей мореходности. Главным внешним отличием стало расположение небольшой «островной» надстройки по левому борту — эксперимент по разделению источников турбулентности над полетной палубой.
Несмотря на возросшее водоизмещение, «Хирю» почти не уступал в скорости «Сорю». Его броня и зенитное вооружение были немного усилены. «Хирю» и «Сорю» стали вершиной развития японских «средних» авианосцев, оптимально сочетая скорость, мощь авиагруппы и оборонительные возможности. Именно успешный проект «Хирю» лег в основу серии авианосцев типа «Унрю», которые начали строить уже в военное время.

Японский летающий дракон


IJN Unryu, построенный по современному дизайну Hiryu, две фотографии
продолжение следует…
Это комната + несколько серий
Военная техника, военная история, корабль, эсминец, вооружение, длинная колонна, Япония 11Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Авианосцы Японии. Часть вторая. Время Драконов.