Кризис двигателей Pratt & Whitney: AirBaltic вынуждена отменить тысячи рейсов в 2025 году

Масштабные отмены из-за проблем с двигателями

Латвийская авиакомпания AirBaltic объявила о серьезном сокращении своей летней программы на 2025 год. Из-за затянувшихся задержек в обслуживании и ремонте двигателей Pratt & Whitney PW1000G, компания вынуждена отменить 4670 рейсов. Эти двигатели устанавливаются на современные самолеты Airbus A220-300, которые составляют основу флота авиакомпании. Проблема носит глобальный характер: производитель не справляется с объемами ремонта и замены неисправных силовых установок, из-за чего авиакомпании по всему миру вынуждены ставить самолеты на прикол в ожидании запчастей.

Последствия для маршрутной сети

В результате технических проблем AirBaltic полностью закрывает 19 маршрутов и сокращает частоту полетов еще по 21 направлению. Под угрозой срыва оказались планы примерно 67 160 пассажиров. Несмотря на это, авиакомпания подчеркивает, что продолжит полеты в более чем 70 пунктов назначения в Европе и за ее пределами, стремясь сохранить связь стран Балтии с миром. Всем пострадавшим пассажирам предлагается перебронирование на другие рейсы или полный возврат средств.

Глобальный контекст проблемы

Ситуация с AirBaltic — не единичный случай, а часть масштабного кризиса, вызванного ненадежностью двигателей PW1000G. Ранее из-за аналогичных проблем приостанавливала полеты часть флота индийской авиакомпании GoFirst, что в итоге привело ее к банкротству. В Ираке эксплуатация самолетов A220-300 была полностью остановлена по решению регулятора. Авиакомпания SWISS, входящая в группу Lufthansa, также вынуждена была поставить на землю треть своего парка A220. Очередь на замену и ремонт двигателей в некоторых случаях растянулась более чем на 23 месяца.

Тактические решения и их ограничения

Ранее AirBaltic пыталась смягчить ситуацию, перебрасывая исправные детали с одного самолета на другой, чтобы поддерживать часть флота в воздухе. В прошлом году для покрытия дефицита мощностей компания даже привлекала самолеты других авиакомпаний по схеме wet lease, например, старые Fokker 100 румынской Carpatair. Однако сейчас эти меры исчерпали себя. По данным систем отслеживания полетов, на стоянках простаивает 14 из 49 самолетов AirBaltic — почти треть молодого флота, что наносит колоссальный финансовый удар по компании, все еще выплачивающей арендные платежи.

Сравнительный анализ по регионам

Интересно, что североамериканские авиакомпании, такие как JetBlue, Breeze Airways и Air Canada, которые также используют PW1000G, сталкиваются с меньшими трудностями. У них процент простаивающих самолетов значительно ниже. Эксперты связывают это с несколькими факторами: наличием большего запаса запасных двигателей (что требует серьезных капиталовложений), а также, возможно, с более сильным лоббистским влиянием, позволяющим продвигать свои заказы в ремонтных очередях Pratt & Whitney.

Технические корни кризиса

Проблема кроется в конструкции двигателя PW1000G, который использует редуктор (Geared Turbofan) для повышения топливной эффективности. Однако этот сложный механический узел оказался «ахиллесовой пятой» силовой установки, страдая от недостаточной надежности и ресурса. Ирония ситуации в том, что около 15 лет назад в профессиональном сообществе велись споры о решении российских инженеров не использовать редуктор в перспективном двигателе ПД-14 для самолета МС-21, что ограничивало эффективность, но, как теперь выясняется, избавляло от рисков подобных масштабных сбоев.

Обратите внимание: Российский авиапром выходит на новый уровень: МС-21 лучше своих конкурентов.

Таким образом, кризис с двигателями Pratt & Whitney ставит под вопрос не только летние планы пассажиров, но и экономическую модель авиакомпаний, сделавших ставку на самые современные, но пока не до конца отработанные технологии. AirBaltic продолжает переговоры с производителем в поисках устойчивого решения, однако в краткосрочной перспективе пассажирам стоит быть готовыми к изменениям в расписании.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: AirBaltic отменяет 4 670 рейсов со всех своих баз в летнем сезоне 2025 года из-за задержек обслуживания Pratt&Whitney.