Треснувшее стекло самолёта и странные звуки

Аэропорт Окленда, Новая Зеландия
22 июля 1973 г

Боинг 707 компании Pan Am готовится к полету по маршруту Окленд-Папеэте (Таити)-Сан-Франциско-Лос-Анджелес.

На протяжении всего полета самолет будет контролироваться опытным экипажем. Пилотом самолета был 59-летний Роберт Эвартс. Всего он налетал 25 000 часов, в том числе 8,5 миллиона часов на Боинге 707. Вторым пилотом был 59-летний Лайл Хэвенс. Он также является опытным пилотом, налетавшим более 20 000 часов, половина из которых была на Боинге 707. Помимо пилота в кабине находятся штурман и бортмеханик, в салоне работают шесть бортпроводников.

Перелет из Окленда в Папеэте прошел гладко, и вечером самолет приземлился в местном аэропорту Фааа. Однако при послеполетном осмотре самолета экипаж обнаружил трещины в стекле №3 фонаря кабины. Ничего страшного в этом нет и согласно технической документации самолет может продолжать полет, несмотря на имеющиеся повреждения. Для полной уверенности сотрудники связались с представителями Pan Am в Нью-Йорке. Они в свою очередь разрешили экипажу продолжить полет, но посоветовали не включать подогрев поврежденного стекла.

Пан Ам Боинг 707-321B

Проанализировав ситуацию, экипаж принял решение лететь в Сан-Франциско на меньшей высоте и поэтому израсходовать больше топлива, чем планировалось. В ответ командир решил дозаправиться. В результате в топливные баки самолета было сброшено почти 71 тысяча килограммов авиационного керосина. Дополнительное топливо увеличило массу пассажирского самолета до 144 310 килограммов, что эквивалентно взлетной массе в 144 853 килограмма, учитывая, что перед взлетом двигатель сжигает примерно 450 килограммов топлива. Поэтому общий вес и расположение пассажирского самолета находятся в допустимых пределах.

В аэропорту шел дождь и дул свежий юго-западный ветер. Небо закрывают слоистые и кучево-дождевые облака. Видимость 8 километров. В ходе предполетной подготовки экипаж определил скорость принятия решения 265 км/ч и скорость взлета 276 км/ч.

После того как на борт поднялись 69 пассажиров, в 21:52 экипаж связался с диспетчером. Далее экипаж запустил двигатели и начал выруливание на взлетно-посадочную полосу. Во время руления пилот попросил диспетчера указать ему крейсерскую высоту в семь километров вместо первоначально запланированных десяти километров. В 22:04 экипаж сообщил о готовности к взлету и получил разрешение диспетчера.

Обратите внимание: Русские и иностранные пилоты. Кто летает лучше?.

О самом взлете экипаж не сообщил.

Аэропорт Папеэте (Французская Полинезия)

Как позже отметили свидетели, самолет взлетел на несколько меньшей высоте, чем другие подобные самолеты, хотя звук двигателя показался им нормальным. Достигнув высоты взлета около 300 метров, экипаж начал разворачиваться влево. Но вдруг пассажирский корабль внезапно начал стремительно терять высоту, и через несколько секунд на воде появилась яркая оранжево-красная вспышка. Через две минуты и 45 секунд после последней связи с экипажем диспетчер услышал по рации сильный треск. Затем он перевел взгляд на море и увидел на воде вспышку света. Прозвучал сигнал тревоги.

Патрульные катера ВМФ и частные катера немедленно направились к самолету, разбившемуся в 700 метрах от берега. Прибыв на место крушения, они обнаружили десять тел и одного тяжелораненого пассажира. Им оказался Нил Кэмпбелл, единственный выживший в авиакатастрофе. По его словам, когда он понял, что самолет падает, он принял положение, необходимое для вынужденной посадки. Всего в катастрофе погибло 78 человек: 10 членов экипажа и 68 пассажиров. Это была самая страшная авиакатастрофа в истории Французской Полинезии.

Расследование причин трагедии осложнилось тем, что бортовые самописцы так и не были найдены. Изучая обломки пассажирского судна, следователи пришли к выводу, что до падения корабля на воду пожара на борту не было. В легких пострадавшего не обнаружено следов угарного газа, что подтверждает этот факт. Выдвигалась и версия усталости о бездарности пилотов, ведь им обоим было по 59 лет. Но, изучив график работы экипажа, следователи установили, что оба пилота имели достаточно времени для отдыха перед полетом.

Кабина Боинга 707

внимание комитета привлекли такие звуки, как «чу-чу» или «гав-гав», которые слышали свидетели примерно за 30 и 10 секунд до входа в воду. Выжившие пассажиры услышали тот же звук. Но не было возможности определить природу звуков или ответить, были ли они слышны с самолета. Следователи учитывали сдвиг ветра, одновременный отказ обоих двигателей (испытания показали, что отказ одного двигателя не приведет к катастрофе), потерю управления или неисправность указателя ориентации. Также есть версия, что разбивается стекло.

Но в результате ни одна из представленных версий не может быть ни доказана, ни опровергнута. В своем итоговом отчете комитет заявил, что точную причину катастрофы установить не удалось из-за отсутствия данных бортовых самописцев.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Моя] Авиация Аэропорт Авария самолета Полет Боинга Пилот гражданской авиации Полинезии Катастрофа Авиакатастрофа Трагедия Длинная статья 12

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Треснувшее стекло самолёта и странные звуки.