
Советский пассажирский самолет Ан-24Б, принадлежавший «Аэрофлоту».
Роковое утро 30 декабря 1967 года
В аэропорту Риги ранним утром 30 декабря 1967 года самолет Ан-24Б готовился к короткому рейсу в Лиепаю. На его борту находились 46 пассажиров и 5 членов экипажа под командованием опытного пилота Александра Костырина. Полет начался штатно, и уже в 8:13 экипаж вышел на связь с диспетчером аэропорта Лиепаи, сообщив о начале снижения для захода на посадку.
Погодные условия были сложными: стояла темнота, небо затянули кучевые облака высотой 540 метров, хотя видимость оценивалась в 10 километров. По некоторым сведениям, экипаж принял нестандартное решение заходить на посадку со стороны моря, а не со стороны города. Диспетчер изначально был против такого маневра, но командир сумел настоять на своем. Самолету было дано указание садиться по магнитному курсу 248°. На высоте 300 метров, во время следования по радиомаяку, диспетчер запросил у экипажа, видна ли взлетно-посадочная полоса. В ответ — лишь гробовое молчание.

Кабина самолета Ан-24.
Роковая ошибка и падение
В кабине в этот момент штурман доложил о достижении высоты 300 метров при заданных 200 метрах. Командир Костырин принял решение уходить на второй круг. Он увеличил тягу двигателей, но в этот критический момент самолет неожиданно резко накренился влево. Пилоты увидели перед собой левый берег, а лайнер начал стремительно терять высоту со скоростью до 18 метров в секунду.
Примерно в 1800 метрах от дальнего привода и в 250 метрах левее огней приближения самолет впервые ударился о заснеженное поле. Отскочив, он пролетел еще 140 метров, правым крылом задев телефонный столб, от которого оторвался трехметровый кусок консоли. Пронесясь по инерции еще 1270 метров, в 08:36 Ан-24 окончательно рухнул на землю на правом берегу под углом 48 градусов и полностью разрушился.
Эта катастрофа унесла жизни 43 человек (по другим данным — 44): второго пилота, бортмеханика, стюардессы и 40 пассажиров.

Последствия катастрофы на месте падения.
Засекреченная трагедия и свидетельства выживших
Место крушения было немедленно оцеплено военными и милицией, доступ посторонним был полностью закрыт. Аэропорт Лиепаи объявили временно неработающим «по техническим причинам». Все причастные к ликвидации последствий подписали документы о неразглашении. Местным жителям, оказавшимся утром рядом с местом падения, также пришлось давать объяснения. Очевидцы вспоминали: «Сначала мы услышали гул самолета, а потом звук, похожий на взрыв.
Обратите внимание: Ответ на пост «Почему грузовые дирижабли не стали коммерчески успешны?».
Мы бросились к месту. Было тихо и темно. И только один голос кричал по-русски: «Помогите, помогите!» Это был командир экипажа». Свидетели также рассказывали, что капитан, бродя среди обломков и тел, в шоке повторял одну и ту же фразу: «Почему я остался жив?».Первыми помощь выжившим оказали местные жители, которые отнесли их в свои дома. Позже, с прибытием скорой помощи, пострадавших доставили в больницу. Последующее расследование показало, что большинство пассажиров погибли от черепно-мозговых травм. Еще одной частой причиной смерти стала massive кровопотеря: многие, будучи пристегнутыми ремнями безопасности, получили тяжелейшие травмы таза при ударе.
По данным источников, второй пилот Эдвард Смирнов перед гибелью успел активировать систему пожаротушения, что, возможно, предотвратило взрыв и пожар. Бортмеханик Николай Антипов и стюардесса Валентина Барнолицкая, летевшая вне графика, подменив коллегу на свадьбе, также погибли от полученных травм. Выжили в этой катастрофе только двое членов экипажа: командир Александр Костырин и штурман Анатолий Ноцевич.

Обломки самолета после катастрофы.
Причины катастрофы: техническая неисправность и человеческий фактор
Следственная комиссия установила, что непосредственной причиной катастрофы стал отказ левого двигателя, который в момент ухода на второй круг не вышел из режима реверса тяги. Самолет заходил на посадку на скорости 300 км/ч вместо предписанных 220 км/ч. Для экстренного торможения экипаж задействовал реверс. Когда же командир принял решение об уходе на второй круг и начал увеличивать режим двигателей, убирать шасси и закрылки, левый рычаг управления двигателем оказался заблокирован за фиксатором. В результате правый винт тянул самолет вперед, а левый продолжал толкать его назад, создав мощный разворачивающий момент влево.
Было также выявлено, что система автоматического флюгирования (установки лопастей во флюгерное положение для снижения сопротивления) на этом самолете не была до конца доработана и не срабатывала на малых оборотах. Как отмечал один из пилотов Латвийского управления гражданской авиации того времени, необходимый для ее работы узел уже был установлен на самолет, но для его подключения требовалось соединить всего два провода. Однако действовавшая на тот момент инструкция по эксплуатации Ан-24 на раннем этапе не рекомендовала этого делать. Дополнительными факторами, усугубившими ситуацию, комиссия назвала слишком раннюю уборку шасси и закрылков.

Место трагедии после прибытия спасателей.
После трагедии
Согласно имеющимся данным, командир корабля Александр Костырин после выздоровления и реабилитации остался в авиации и еще 17 лет летал на самолетах Ту-134. Катастрофа под Лиепаей 30 декабря 1967 года навсегда осталась самой крупной и страшной авиационной трагедией в истории Латвии.
Расследование авиакатастрофы в Telegram
https://t.me/rumayday
[Мой] Авиация Самолет Полет Аэропорт Гражданская Авиация Латвийский Советский Инцидент Катастрофа Авиакатастрофа Длинная История Минус 5Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: «Почему я остался жив?» Крупнейшая катастрофа в истории Латвии.