Аэропорт Железногорск (Железногорск-Илимский)
12:00
18 сентября 1981 г
Самолет Як-40 с бортовым номером 87455 приземлился в аэропорту Железногорска. Сегодня авиакомпания выполняет местные рейсы по маршруту Иркутск-Железногорск-Илимский. На борту находились 29 пассажиров и 4 члена экипажа.
В том же районе тренировочный полет выполнял вертолет Ми-8Т. На борту находились семь человек: два члена экипажа и один инспектор - командир эскадрильи В.И. Бакуров.
Як-40, источник https://russianplanes.net/id61091
Помимо них, произошла еще и посадка самолета Ан-2. Он миновал радиомаяк дальней навигации (LDRB) и направляется в зону третьего разворота, снижаясь до 500 метров:
Ан-2: Железногорск, рейс 70620, рейс 1500
Д: До третьих 500 метров. Доложить.
Ан-2: Понятно, до третьего числа сообщим.
В это время вертолет Ми-8, выполнявший тренировочный полет, также миновал Железногорскую ДПРМ и вошел во второй круг, поднявшись на высоту 500 метров:
Ми-8: Борт 268, закрыт, повторный заход.
D: 268, площадью 500 метров.
После этого диспетчер обратился к экипажу самолета Як-40:
Д: 455, через диск, да?
Як-40: Да, 1800
В 12:07 Як-40 снизился и достиг ДПРМ на высоте 1800 метров. Его сопровождали экипаж вертолета Ми-8 и экипаж самолета Ан-2. В это же время на высоте полета 3900 метров к Железногорску приближался еще один Як-40 (б/н 87448), время приземления которого ожидалось несколько позже, то есть в 12:23.
В 12:08 диспетчер дал команду экипажу Як-40 (№87455) снизиться до 800 метров ко второму витку, затем доложить и продолжить снижение до 500 метров к третьему витку:
Д: №455, спускаемся к №3, сообщаем 800 метров.
Як-40: № 455, я не знаю, что это такое?
Д: Во-вторых, отчет.
Як-40: Понятно, 800 метров, 455 место.
Через минуту экипаж Як-40 сообщил, что они достигли высоты 800 метров:
Як-40: второй, 800 метров, 455-й.
Д: №455, до №3, 500 метров.
Як-40: 500 метров, 455 место.
Вертолет Ми 8Т
Когда Як-40 снизился на третий вираж, экипаж Ан-2 уже покинул четвертый вираж, а вертолет Ми-8 поднялся на высоту 500 метров и выполнил второй вираж. Все десантирующиеся самолеты и вертолеты Ми-8 следовали по прямоугольной схеме с левым разворотом и находились в облаках.
Ми-8: Разворот 3, 500 метров доложу.
Когда ДПРМ находился прямо над головой, экипаж Як-40 спросил у экипажа Ми-8, где они находятся. Пилот вертолета ответил, что они завершают второй разворот. Через некоторое время диспетчер доложил экипажу Як-40:
Д: Номер 455, вертолет будет в 4 километрах позади вас.
Стоит отметить, что положение вертолета находилось в 4 километрах левее и сзади Як-40, на той же высоте 500 метров, что нарушало приказ. В 12:10 экипаж Як-40 доложил о начале третьего виража:
Як-40: 455-й, третий, 500 метров.
Д: №455, к №4, спуск, 400 метров.
Як-40: Докладываю 400 метров, 455 место.
Кабина самолета Як-40
После этого экипаж Ми-8 вышел на связь и сообщил о прохождении луча ДПРМ. Затем экипаж Як-40 снова связался с диспетчером и сообщил о начале четвертого захода. В этот момент самолет находился в 15 километрах от взлетно-посадочной полосы.
Як-40: 4 место, 400 метров, 455 место.
Д: Доклад о готовности к посадке № 455.
Як-40: Понятно.
В это же время экипаж Ми-8 приступил к третьему развороту в 11,5 километрах от взлетно-посадочной полосы. Вертолет летел по небольшому прямоугольному маршруту. Диспетчер дал указание экипажу вертолета снизиться до четвертого виража при пересечении посадочной траектории и продолжить снижение до 400-метровой высоты, где уже находился Як-40.
Ми-8: 268-е, третье место, 500 метров.
Д: №268, спуск до №4, 400 метров.
Ми-8: До четвёртого 400 метров.
Когда вертолет выполнил третий разворот, в небе возникла чрезвычайная ситуация.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Ведь сейчас Ми-8 и Як-40 находятся на пересекающихся курсах и на одной высоте, при этом все ближе и ближе. Ни диспетчер, ни экипаж вертолета этого не заметили. Два самолета полетели навстречу друг другу.В 12:11 на маршруте перед посадкой экипаж Як-40 поинтересовался у диспетчера расстоянием до аэропорта:
Як-40: Эпизод 455 удален, подскажите?
Д: 455, пожалуйста, подождите.
Но диспетчеру некогда было уделять внимание экипажу Як-40, поскольку в это время он был занят переговорами с экипажем Ан-2, только что освободившим взлетно-посадочную полосу после приземления, и вторым экипажем Як-40 (б/н 87448) с просьбой спуститься на высоту 3300 метров.
Всего через 30 секунд диспетчер проверил локатор и сообщил экипажу Як-40, что они были перенаправлены:
Д: Номер 455, ваше расстояние 8 километров... 12 километров.
Кабина вертолета Ми-8Т
В это же время Ми-8 выполнил четвертый разворот и вошел в предварительную посадку прямо перед Як-40. В 12:13 в облаках на высоте 400 метров и в 11 километрах от взлетно-посадочной полосы Як-40 столкнулся с Ми-8. В результате удара несущий винт и двигатель вертолета были разорваны на части. Кабина и часть фюзеляжа Ми-8 также были разрушены. У Як-40 было оторвано левое крыло, частично разрушены фюзеляж и хвостовое оперение. Две машины столкнулись и загорелись на лесистом холме. В результате катастрофы погибло 40 человек: 33 на Як-40 и 7 на Ми-8.
В этот день диспетчер С.Н. Герасин находился на командно-диспетчерском пункте аэропорта Железногорска. Комитет установил, что ему официально разрешено работать самостоятельно в центре управления без прохождения соответствующих стажировок и различных экзаменов. 10 сентября его направили на работу в аэропорт Железногорска, и на следующий день он приступил к исполнению своих обязанностей. За исключением Герасина С.Н., который не был подготовлен к работе в диспетчерской и не понимал особенностей этого аэропорта и правил полетов в этом районе. Кроме того, на него были возложены дополнительные обязанности диспетчера посадки и вахтенного штурмана.
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Железногорск
Таким образом, причиной столкновения самолета Як-40 с вертолетом Ми-8 стало серьезное нарушение указаний диспетчера диспетчерской С.Н. Герасина. Необеспечение непрерывного радиолокационного контроля и безопасного разделения самолетов.
Оказывается, в инструкции по летной эксплуатации аэропорта Железногорска для самолетов, летящих со скоростью 300 км/ч и ниже, принят не единый план, а сформулированы два разных плана полета, то есть на одной и той же высоте полета и приблизиться на круг на 500 метров. Описания этих схем нет.
Факторами, способствовавшими этой катастрофе, были неисполнительность экипажа Ми-8 и негативное отношение к обеспечению безопасности полета, а также выход на работу на диспетчерскую вышку неподготовленного диспетчера С.Н. Герасина.
Расследование авиакатастрофы в Telegram
https://t.me/rumayday
[Мой] Авиация Самолет Полет Аэропорт Пилот Советская Авария Катастрофа Гражданская Авиация Вертолет Лонгпост 8Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Удаление 8 километров … 12 километров" Столкновение Як-40 и Ми-8 над Железногорском.