
8 декабря 2005 года Boeing 737-700 авиакомпании Southwest Airlines выполнял рейс из Балтимора в Лас-Вегас с промежуточными посадками в Чикаго и Солт-Лейк-Сити. На борту воздушного судна находилось 103 человека: 98 пассажиров и 5 членов экипажа.
Экипаж и погодные условия
Управление таким самолетом, как Boeing 737, требует высокой квалификации. Командиром воздушного судна был 59-летний Брюс Сазерленд, а вторым пилотом — 34-летний Стивен Оливер. Оба пилота обладали значительным опытом: их общий налет составлял 15 000 и 8 500 часов соответственно.
В это время на Чикаго обрушился сильный снегопад, сопровождавшийся порывистым ветром, скорость которого достигала 30 метров в секунду. Из-за сложных метеоусловий вылет из Балтимора был задержан на два часа, после чего самолет все же отправился в путь.

Тот самый самолет, попавший в аварию.
Подготовка к посадке в сложных условиях
Полет до Чикаго прошел без происшествий. Примерно через полчаса после взлета лайнер прибыл в зону аэропорта Чикаго Мидуэй на эшелоне 3000 метров. Получив указания от диспетчера, экипаж занял позицию в зоне ожидания. Пилоты загрузили в бортовой компьютер актуальные метеоданные, которые указывали на направление ветра 90 градусов и скорость 5,6 м/с. В это время в аэропорту активно работала снегоуборочная техника, подготавливая взлетно-посадочную полосу.
Бортовой компьютер рассчитал необходимую для остановки дистанцию, оценив эффективность торможения как низкую и среднюю. Согласно внутренним правилам авиакомпании, посадка при попутном ветре свыше 2,5 м/с и низкой эффективности торможения была запрещена, так как это значительно повышало риск выкатывания за пределы ВПП. В такой ситуации стандартной процедурой был бы уход на запасной аэропорт.

Аэропорт Чикаго Мидуэй, место трагедии.
Экипаж получил данные о видимости на полосе в 1400-1500 метров и скорости ветра 5,6 м/с. Диспетчер дал разрешение на заход на посадку и сообщил, что эффективность торможения на полосе в целом нормальная, кроме ее конечного участка, где сцепление было хуже.
Обратите внимание: Ответ на пост «Посмотрим что висит над головой пассажиров, как устроена сервисная панель пассажиров самолета Boeing».
Далее связь перешла к диспетчеру посадки, который передал уточняющую информацию:«Продолжайте заход на полосу 31C... Сообщаем, торможение хорошее в первой половине и плохое во второй половине.»
Несмотря на неидеальные условия, экипаж принял решение садиться.
Роковая посадка и цепь ошибок
Самолет совершил жесткое приземление на скорости примерно 230 км/ч. Тормоза были задействованы сразу после касания шасси земли. Командир начал выполнять руление. Сработала антиблокировочная тормозная система (ABS), что привело к временному прекращению торможения. Как позже вспоминал командир, он почувствовал толчок, и самолет, казалось, даже ускорился.
Второй пилот крикнул: «Тормозите, тормозите!» Капитан отвлекся, пытаясь, но не сумев своевременно включить реверс тяги двигателей. Второй пилот взял управление тормозами на себя. Критической ошибкой стала задержка: реверс был задействован лишь через 15 секунд после касания, что в данных условиях оказалось фатальным. Самолет не сбавлял скорость достаточно быстро, и экипаж уже ничего не мог сделать.
В результате пассажирский лайнер на скорости около 98 км/ч выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, проломил ограждение аэропорта и остановился на прилегающей автомобильной дороге. По свидетельствам очевидцев, большинству машин удалось уйти с пути несущегося самолета, но две машины оказались под его шасси. В одной из них погиб шестилетний ребенок.

Место происшествия после аварии.
Последствия и выводы расследования
В результате инцидента 12 человек получили травмы различной степени тяжести и были госпитализированы. В автомобиле, попавшем под самолет, кроме погибшего мальчика, находились его родители и два младших брата. «Ребенок скончался по дороге в больницу. Родители были госпитализированы с серьезными травмами, а трехлетний мальчик получил легкие повреждения», — сообщали позднее новостные агентства.
Расследование происшествия сфокусировалось на действиях экипажа. Анализ показал, что если бы пилоты при расчете посадочной дистанции учли реальные данные о ветре, состоянии полосы и неизбежные задержки в применении реверса, они получили бы четкий сигнал о недостаточной длине ВПП для безопасной остановки и должны были бы уйти на второй круг или направиться в запасной аэропорт.
Следственный комитет пришел к заключению, что пилоты все же имели техническую возможность остановить самолет на полосе, если бы немедленно после касания задействовали реверс на полную мощность и поддерживали его до полной остановки. Также было отмечено, что трагедии можно было бы избежать, если бы торец взлетно-посадочной полосы был оборудован системой аварийного торможения (например, мягким грунтовым упором), которая смогла бы погасить скорость самолета.
Окончательной причиной катастрофы следователи назвали неправомерные и ошибочные действия экипажа, которые привели к выкатыванию за пределы ВПП.
Расследование авиакатастрофы в Telegram
https://t.me/rumayday
[Мой] Авиация Пилот, происшедший в аэропорту Гражданская авиация США, Авария в Кастере, Long Post 16Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: «Тормоза, тормоза!» Как Boeing 737 задавил ребенка.