Savoia-Marchetti S.55 Летающий катамаран

Кадры из фильма "Порко Россо.

В межвоенный период итальянский производитель Savoia-Marchetti разрабатывал новый самолет, который мог бы служить торпедоносцем – S.55. Его цель — спокойно лежать на поверхности моря, пока вражеский корабль не окажется в пределах досягаемости. Когда итальянцы впервые были представлены в 1924 году, поначалу они не были уверены в новой летающей лодке, которая в конечном итоге укрепила свою репутацию в совершенно другой области, хотя она предназначалась для использования на поле боя.


С.55

Savoia-Marchetti S.55 представляет собой довольно крупный самолет длиной 16 метров, высотой 5 метров, взлетной массой 8260 кг и массой пустого 3700 кг.

Он оснащался двумя двигателями Lorraine Dietrich мощностью 400 л.с или двумя двигателями Isotta-Fraschini Asso 500 мощностью 500 л.с., установленными спереди и сзади на системе стоек в мотогондолах над крыльями и охлаждавшимися радиаторами, расположенными в носовой части двигатель. Максимальная скорость — 225 километров в час, крейсерская — 180 километров в час, максимальная дальность полета — 3500 километров, высота потолка — 5000 метров, достичь ее можно за 60 минут.

Внутренний мир самолета.

S.55, свободнонесущий моноплан, способный летать по воде, был сделан в основном из дерева; главный конструктор Алессандро Маркетти подсчитал, что металл стоил почти в три раза дороже.

Экипаж состоит из пяти-шести человек, а пилотируют самолет два пилота, которые сидят в соседней кабине, расположенной на передней кромке центроплана.

Двигатель Изотта Фраскини Ассо 750R. Источник: Фото предоставлено Алессандро Нассири для Museo scienza e tecnologia Milano CC BY-SA 4.0.

Его наиболее инновационными особенностями являются два понтонных корпуса катамаранного типа, в которых при необходимости могут разместиться 12 пассажиров, а также двигатели, наклоненные под углом 8 градусов для уменьшения гидродинамического сопротивления при взлете с воды.

крыло имеет размах 24 м и площадь 93 квадратных метра. Оно имеет очевидный угол наклона, если смотреть спереди, с углом стреловидности передней кромки 15 градусов. Площадь поверхности стабилизатора составляет 9 квадратных метров. Были установлены три треугольных киля. При необходимости S.55 можно легко разобрать для транспортировки, поскольку крыло состоит из трех отдельных частей, а фюзеляж и хвостовое оперение легко отделяются.

S.55 больше, чем B-25 Mitchell. Этот дирижабль такой большой!

В отличие от более позднего S.55X, первоначальный S.55X проектировался как бомбардировщик-торпедоносец и мог быть оснащен полезной нагрузкой массой 800 кг, подвешиваемой к центральной секции. Это могут быть торпеды, бомбы или мины. Кабина стрелка в каждой капсуле оборудована 7,7-мм пулеметом для обеспечения прикрытия огня.


На службе.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов Savoia-Marchetti S.55 считался воплощением достижений итальянской авиации и был звездой многих выставок и показов, направленных на популяризацию итальянской техники. Savoia-Marchetti S.55 славится своими рекордами, например, в 1926 году он установил 14 рекордов, включая грузоподъемность и высоту, а в 1927 году итальянский пилот Де Пинедо Дельпрете Пинедо дель Прете (Дель Прете) пролетел на борту «Санта-Марии» 42 000 километров, от Сардинии до Буэнос-Айреса, пересекая Атлантический океан в обоих направлениях.

В другом широко разрекламированном путешествии в том же году бразильский пилот Жоау Рибейру де Баррос перелетел на Jahú из Сан-Паулу в Италию.

S.55 также доказал свою надежность в 1928 году, когда восемь S.55 проплыли 2800 километров в первом крупномасштабном круизе по Средиземному морю, и снова в 1929 году, когда для участия было призвано 37 самолетов. Второй крупномасштабный круиз по Средиземному морю охватывал расстояние 4800 километров. Исходя из этого, итальянский генерал Итало Бальбо выбрал S.55 для трансатлантических групповых полетов, первый из которых состоялся в декабре 1930 года, когда отряд S.55 пролетел 10 400 километров между Италией и Бразилией.

Этот самолет способен летать на большие расстояния.

Бальбо также командовал 12 подобными миссиями. В январе 1931 года произошел досадный инцидент с самолетом Savoia-Marchetti S.55 I-DONA, который начал испытывать технические проблемы после полета на запад из Гвинеи-Бисау, что несколько омрачило эту серию полетов. В 1000 километрах от побережья Бразилии он совершил вынужденную посадку в море.

Хотя самолет разбился и затонул, все четыре члена экипажа выжили и были спасены итальянским кораблем. В 1933 году Бальбо организовал свой самый грандиозный полет.

Во время первого этапа «Воздушного круиза», посвященного десятилетию итальянских ВВС, мировые СМИ окрестили его «Воздушным флотом». 24 самолета S.55 вылетели из Рима в Чикаго через Исландию, Гренландию и Лабрадор. Посетил выставку в Чикаго и улетел обратно через Нью-Йорк, Азорские острова и Лиссабон.

Было выпущено более 240 S.55.

Хотя инцидент в целом считался победой, жертвы были неизбежны. 1 июля 1933 года самолет S.55, следовавший за Бальбо, попытался приземлиться в порту Шеллингвоуде в Амстердаме, но врезался в близлежащую плотину. Экипаж сержанта Квинтавалле погиб. 8 августа, ближе к концу полета, трагедия произошла снова: член экипажа погиб, когда его самолет S.55 упал в море при попытке взлететь из Понта-Делгада на Азорских островах.

Если не считать инцидента, полет считался успешным. В то время многие считали, что трансатлантические путешествия могут быть безопасными и что коммерческие авиаперевозки на дальние расстояния станут прибыльным предприятием. Фактически, вскоре после этого были разработаны две версии для гражданской авиации: S.55C и S.55P, которые летали по коммерческим маршрутам над Средиземным морем около десяти лет.

С.55П — гражданская версия С.55.

Хотя S.55 доказал свою ценность, он также участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Испании, бомбя республиканские корабли и становясь рабочей лошадкой итальянских военно-морских бомбардировочных эскадрилий на протяжении 1930-х годов.

Несмотря на свой нестандартный внешний вид, S.55 оказался очень успешным.

Он также служил в бразильской армии в 1930-х годах, за это время с ним произошло два крупных несчастных случая. Первый произошел 3 сентября 1931 года, когда два самолета S.55, выполнявшие задание из Рио-де-Жанейро, столкнулись друг с другом и врезались в залив Гуанабара. Кроме того, по неизвестным причинам, менее чем через год, 26 апреля 1932 года, правительственный самолет S.55 разбился при посадке в заливе Баия в Сальвадоре, в результате чего погибли два пассажира, штурман и радист, но министр Сотрудник транспорта и общественных работ Хосе Америко де Алмейда выжил, несмотря на ранения.


в Советском Союзе

В 1932 году ВВС Красной Армии всерьез рассматривали возможность приобретения 30 торпедоносцев и разведывательных вариантов летающих лодок. Но.. флот не получил для этого финансирования, и сделка не состоялась. А вот ГВФ - были выделены, хотя и не большие деньги, поэтому в 1932 году для обслуживания пассажиров были закуплены пять С.55 в варианте пассажирского самолета (хотя изначально планировалось закупить шесть летающих лодок), в Советском Союзе операция. Был закуплен вариант S.55X, хотя по некоторым данным был закуплен вариант S.55P. Интересные детали. Хотя S.55X был пассажирским самолетом с кабиной и сиденьями, по просьбе советских представителей самолет оснастили пулеметной башней и бомбодержателями. Это потому, что во время войны эти гидросамолеты использовались в качестве бомбардировщиков. Четыре «Савы» изначально были предусмотрены для Дальневосточного управления Флота гражданской авиации и по мобилизационному плану были включены в состав Дальневосточной морской авиации (предшественницы Тихоокеанского флота) ВВС, головной из которых находился на главном Североморском пути – он в процессе переброски потерпел крушение. Последний самолет был списан в 1938 году. S.55X по маршрутам Хабаровск – Петропавловск-Камчатский, Владивосток – Александровск – Петропавловск-Камчатский и Хабаровск – Оха – Александровск-Сахалинский регулярные рейсы авиакомпании


копия

Единственный сохранившийся S.55 в музее. Источник: JCMA CC BY-SA 4.0.

Последний сохранившийся самолет S.55 — тот самый, на котором пилотировал Жоау Рибейру де Барруш в 1928 году, и в настоящее время находится в аварийном состоянии в музее ТАМ в Сан-Паулу, Бразилия, музей недавно закрылся. Это побудило новое поколение энтузиастов авиации, техников и журналистов восстановить S.55 с нуля с помощью бывших сотрудников Savoia-Marchetti.

Историческая группа Savoia-Marchetti, перед которой стоит задача сохранить историю компании, с 2015 года работает над точным воссозданием этого легендарного самолета в рамках подготовки к празднованию столетия ВВС Италии и первому полету S.55 в 2023 году и 90-летие масштабного трансатлантического перелета Итало Бальбо в 1933 году.

Под руководством Филиппо Меани они тщательно искали уцелевшие детали S.55 и просмотрели 900 оригинальных сборочных документов, связанных с S.55, из 14 000 технических документов Savoia-Marchetti.

Модель приложила немало усилий, чтобы соответствовать производственному процессу, описанному в оригинальных чертежах, и, хотя она не пригодна для полетов, все же планируется, что она будет соответствовать самым высоким музейным стандартам.

Несмотря на задержки, вызванные эпидемией, достигнут значительный прогресс. По состоянию на сентябрь 2022 года проект, начавшийся со строительства планера в музее Волландия, втором по величине музее авиации Италии, завершен на 75%, включая катамаран хвостовая часть, центроплан и компоновка двигателя. Поскольку срок приближается к апрелю 2023 года, Savoia Marchetti Historical Group надеется приобрести два работающих двигателя Isotta Fraschini и завершить центральную часть.


Спецификация

• Экипаж: 2 пилота, 3-4 дополнительных члена экипажа.

• Длина: 16,5 м

• Размах крыльев: 24 м.

• Высота: 5 м

• Вес пустого: 5750 кг

• *Максимальная взлетная масса: 8260 кг.

• *Силовая установка: 2 поршневых двигателя Isotta Fraschini Asso 500 V-12 с водяным охлаждением мощностью 500 л.с., каждый из которых установлен последовательно, а также поршневой двигатель Garelli, приводящий в движение маслораспределитель, расположенный между двумя главными двигателями.

• *Максимальная скорость: 225 км/ч

• *Практическая дальность полета: 3500 километров.

*Значения могут отличаться в зависимости от установленного двигателя.


Автор: Джейк Ли-Ховарт, 25 ноября 2022 г

Источники: PlaneHistoria, Wikipedia, Дзен

Мой перевод.

[Моя] Технология Авиация Самолет Дирижабль Гидросамолет Итальянский перевод Мой собственный перевод длинной статьи 7

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Savoia-Marchetti S.55 Летающий катамаран.