Savoia-Marchetti S.55: История летающего катамарана, покорившего океаны

Кадры из фильма «Порко Россо» знакомят зрителей с уникальным обликом этого самолета. В период между двумя мировыми войнами итальянская компания Savoia-Marchetti создала гидросамолет S.55, изначально предназначенный для роли торпедоносца. Его тактикой было незаметное ожидание на водной поверхности с последующей атакой вражеских кораблей. Несмотря на скептицизм при первом представлении в 1924 году, эта летающая лодка завоевала мировую известность, правда, не на поле боя, а в качестве рекордсмена и символа авиационных достижений.

Конструкция и технические особенности

Savoia-Marchetti S.55 — крупный самолет-катамаран длиной 16 метров и высотой 5 метров. Его взлетный вес составлял 8260 кг, а пустой самолет весил 3700 кг. В качестве силовой установки использовались два двигателя Lorraine Dietrich мощностью 400 л.с. или более мощные Isotta-Fraschini Asso 500 по 500 л.с. Двигатели были установлены тандемом в общей гондоле над крылом, что стало одной из отличительных черт конструкции. Максимальная скорость достигала 225 км/ч, крейсерская — 180 км/ч, а дальность полета — впечатляющие 3500 км. Практический потолок составлял 5000 метров, набор этой высоты занимал около часа.

Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан, способный взлетать и садиться на воду. Главный конструктор Алессандро Маркетти выбрал для постройки в основном дерево, так как металл в то время был почти в три раза дороже. Экипаж состоял из 5-6 человек, причем два пилота располагались бок о бок в кабине, встроенной в переднюю кромку центроплана.

Двигатель Изотта Фраскини Ассо 750R. Источник: Фото предоставлено Алессандро Нассири для Museo scienza e tecnologia Milano CC BY-SA 4.0.

Наиболее инновационными элементами стали два понтонных корпуса катамаранного типа, которые могли при необходимости вмещать до 12 пассажиров. Для снижения сопротивления воды при взлете двигатели были наклонены на 8 градусов. Крыло размахом 24 метра и площадью 93 кв.м имело стреловидность по передней кромке в 15 градусов. Хвостовое оперение включало три киля. Конструкция была модульной: крыло состояло из трех секций, а фюзеляж и хвост легко демонтировались для транспортировки.

От бомбардировщика к символу эпохи

Первоначально S.55 создавался как торпедоносец и бомбардировщик с боевой нагрузкой до 800 кг. Каждый понтон был оснащен кабиной стрелка с 7,7-мм пулеметом. Однако настоящую славу самолет снискал не в военных, а в мирных и рекордных миссиях. В конце 1920-х он стал символом прогресса итальянской авиации, устанавливая мировые рекорды. В 1926 году S.55 установил 14 рекордов по грузоподъемности и высоте. В 1927 году пилот Де Пинедо совершил на нем эпический перелет из Сардинии в Буэнос-Айрес и обратно, преодолев 42 000 км. В том же году бразилец Жоау Рибейру де Баррос перелетел из Сан-Паулу в Италию на самолете «Jahú».

Надежность S.55 была доказана в масштабных групповых перелетах. В 1928 году восемь самолетов совершили круиз по Средиземному морю протяженностью 2800 км, а в 1929 году в аналогичной акции участвовали уже 37 машин. Генерал Итало Бальбо выбрал S.55 для трансатлантических перелетов. В декабре 1930 года эскадрилья этих самолетов преодолела 10 400 км между Италией и Бразилией.

Великий перелет и гражданская служба

В 1933 году Бальбо организовал самый знаменитый перелет «Воздушного круиза», который мировая пресса назвала «Воздушным флотом». 24 самолета S.55 вылетели из Рима в Чикаго через Исландию и Гренландию, а затем вернулись обратно через Нью-Йорк и Азорские острова. Этот перелет, несмотря на несколько трагических инцидентов, доказал возможность безопасных трансатлантических путешествий и стимулировал развитие коммерческой авиации.

На основе военной модели были созданы гражданские версии S.55C и S.55P, которые около десяти лет обслуживали пассажирские маршруты над Средиземным морем. Всего было выпущено более 240 самолетов S.55 различных модификаций.

Боевое применение и служба в других странах

Несмотря на мирные достижения, S.55 участвовал в Гражданской войне в Испании, атакуя республиканские корабли, и оставался на вооружении итальянских ВМС в 1930-е годы. Несколько самолетов служили в бразильской армии, где с ними произошло несколько серьезных аварий.

Интересна история S.55 в СССР. В 1932 году для нужд гражданского воздушного флота были закуплены пять пассажирских самолетов (предположительно, модификации S.55P или S.55X). По просьбе советской стороны их оснастили бомбодержателями и пулеметной башней, чтобы в случае войны использовать как бомбардировщики. Эти гидросамолеты эксплуатировались на Дальнем Востоке на маршрутах, связывающих Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Сахалин, и были списаны к 1938 году.

Наследие и восстановление

Единственный сохранившийся до наших дней S.55 — тот самый «Jahú» Жоау Рибейру де Барруша — находится в музее ТАМ в Сан-Паулу, Бразилия, и нуждается в реставрации. Чтобы сохранить память об этом легендарном самолете, историческая группа Savoia-Marchetti с 2015 года работает над созданием его точной нелетающей копии. Проект приурочен к столетию первого полета S.55 и 90-летию перелета Бальбо. Используя оригинальные чертежи и уцелевшие детали, энтузиасты уже завершили 75% работ, включая изготовление корпусов, центроплана и установку двигателей.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

• Экипаж: 2 пилота, 3-4 дополнительных члена экипажа.
• Длина: 16,5 м
• Размах крыльев: 24 м.
• Высота: 5 м
• Вес пустого: 5750 кг
• Максимальная взлетная масса: 8260 кг.
• Силовая установка: 2 поршневых двигателя Isotta Fraschini Asso 500 V-12 мощностью 500 л.с. каждый.
• Максимальная скорость: 225 км/ч
• Практическая дальность полета: 3500 км.
*Значения могут отличаться в зависимости от установленного двигателя и модификации.

Автор: Джейк Ли-Ховарт, 25 ноября 2022 г. Перевод и адаптация.

Источники: PlaneHistoria, Wikipedia, Дзен.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Savoia-Marchetti S.55 Летающий катамаран.