Концепция Blackburn B20 была поистине новаторской. Этот самолет проектировался как высокоскоростной патрульный гидросамолет для поиска и спасения в суровых условиях Северного моря. Его уникальная конструкция с убирающимся днищем должна была обеспечить ему значительное преимущество в скорости по сравнению с традиционными летающими лодками, что повышало шансы на успешное выполнение миссий.
Секретный проект
До 1945 года проект Blackburn B20 оставался полностью засекреченным. Эта экспериментальная летающая лодка выделялась своей революционной конструкцией: нижняя часть фюзеляжа (понтон) могла убираться в полете для улучшения аэродинамики и выдвигаться при посадке на воду. Несмотря на впечатляющие инженерные решения, судьба B20 оказалась трагичной — единственный прототип потерпел крушение у шотландского побережья, что привело к закрытию проекта.
Эволюция летающих лодок и поиск скорости
После Первой мировой войны развитие гидросамолетов шло быстрыми темпами. Однако к 1930-м годам конструкторы столкнулись с серьезной проблемой: чтобы воздушные винты не задевали воду, фюзеляжи летающих лодок (таких как Shorts C-Class и Boeing) делали очень высокими. Это создавало огромное лобовое сопротивление и ограничивало скорость. Последующие модели, такие как Consolidated Catalina и Dornier Wal, пытались решить проблему, размещая двигатели и крыло над фюзеляжем, но сопротивление оставалось значительным.
В поисках прорывного решения Министерство авиации Великобритании в марте 1936 года выпустило техническое задание R.1/36. Оно требовало создания летающей лодки с крейсерской скоростью не менее 370 км/ч и взлетным весом свыше 11 тонн.
На фото: Dornier Do 24 — пример классической летающей лодки с высоким фюзеляжем для защиты винтов.
Революционная идея майора Ренни
Прорывную концепцию предложил майор Дж. Д. Ренни, главный конструктор гидросамолетов компании Blackburn. Он задумал летающую лодку с трансформируемым корпусом: при посадке выдвигается понтон, а в полете он убирается, превращая самолет в аэродинамически чистую машину, похожую на сухопутный бомбардировщик.
Схема из патента Дж. Д. Ренни на убирающееся днище (Патент № 433925). Интересно, что на ранних этапах также планировалось убирать крыльевые поплавки в мотогондолы.
Хотя в конкурсе по спецификации R.1/36 победил проект Saro S.36 Lerwick (который тоже был неудачным и выпущен малой серией), чиновники были настолько впечатлены идеей Ренни, что заказали Blackburn постройку двух прототипов B20.
Победитель конкурса — Saro S.36 Lerwick. Его высокий корпус наглядно демонстрирует аэродинамические проблемы, для решения которых и создавался B20 с убирающимся днищем.
Конструкция и технические особенности B20
Изначально для B20 планировались двигатели Bristol Hercules, но по мере роста веса конструкции выбор пал на более мощные 24-цилиндровые Rolls-Royce Vulture.
Rolls-Royce Vulture — 24-цилиндровый X-образный двигатель, созданный в 1930-х годах. По сути, это были четыре рядных шестицилиндровых блока, объединенных в одну мощную силовую установку.
С началом Второй мировой войны работы над вторым прототипом были остановлены, и все ресурсы бросили на завершение первого (бортовой номер V8914). Его строительство на заводе в Дамбартоне заняло три года. Рабочие прозвали самолет «Щелкунчиком», мрачно намекая на опасность для тех, кто мог оказаться на нижней платформе при уборке днища.
После завершения в 1940 году B20 приступил к секретным летным испытаниям.
Технические характеристики Blackburn B20:
- Конструкция: цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом.
- Вес: 15,9 тонн.
- Длина: 21,05 м.
- Высота: 3,56 м (с убранным днищем) и 7,62 м (с выпущенным).
- Размах крыла: 25 м (в полете), 23,2 м (с выпущенными поплавками).
- Двигатели: 2 x Rolls-Royce Vulture X жидкостного охлаждения.
- Скорость: максимальная — 555 км/ч, крейсерская — 320 км/ч.
- Дальность: 2400 км.
Самолет имел клепаный корпус. Убирающаяся нижняя часть (буй) делилась на 5 секций и вмещала топливные баки (емкостью до 4430 литров) и морское оборудование: якоря, лебедку, швартовые концы.
Экипаж из пяти человек размещался на двух палубах. B20 был оснащен для длительных полетов: имелись спальные места, камбуз, туалет и мастерская бортинженера.
Хотя прототип не имел вооружения, на серийных машинах планировалось установить несколько пулеметных турелей и бомбовую нагрузку до 2000 фунтов (около 900 кг).
Трагическая катастрофа
Первый полет в марте 1940 года выявил проблемы с триммерами элеронов.
Обратите внимание: Летающая история: МиГ-17.
После доработок испытания продолжились, но 7 апреля 1940 года, во время полета на максимальную скорость, началась сильная вибрация (флаттер). Пилот, лейтенант Гарри Бэйли, приказал экипажу покинуть самолет.
Пилот B20 лейтенант Генри «Гарри» Бэйли, погибший при катастрофе.
Двоим членам экипажа удалось спастись. Лейтенант Бэйли оставался за штурвалом, чтобы дать им шанс, и погиб. Его парашют не раскрылся полностью. Еще двое членов экипажа пропали без вести. Самолет рухнул в море. Спасенных подобрало судно HMS Transylvania.
Самолет был потерян, но сама концепция убирающегося днища доказала свою эффективность в немногочисленных испытательных полетах.
B20 в полете с убранным днищем. В этой конфигурации он практически не отличался по аэродинамике от обычных самолетов.
Спустя десятилетия, в 1998 году, траулер случайно поднял со дна один из двигателей Rolls-Royce Vulture с затонувшего B20. Сейчас он экспонируется в Музее авиации Дамфриса и Галлоуэя. Основная часть обломков самолета до сих пор покоится на дне моря у мыса Гурок.
Несостоявшийся преемник: Blackburn B40
Несмотря на катастрофу, успешные испытания убирающегося механизма вдохновили майора Ренни на разработку усовершенствованного преемника — Blackburn B40. Он должен был получить новые двигатели (Napier Sabre или Bristol Centaurus) и полностью убирающуюся хвостовую часть.
Художественное изображение B40 с двигателями Bristol Centaurus. Рисунок основан на чертежах из архивов.
В 1941 году даже был выдан контракт на два прототипа. B40 рассматривался как потенциальная замена знаменитому, но тихоходному Sunderland. Однако новые тактико-технические требования, включавшие огромную дальность полета в 5600 км, оказались B40 не по силам. Проект был окончательно закрыт в январе 1942 года.
Другой вариант B40 — с рядными двигателями Napier Sabre.
Таким образом, Blackburn B20 навсегда остался в истории авиации как смелая и опередившая свое время попытка решить извечную проблему летающих лодок — совместить высокую скорость с возможностью посадки на воду. Его трагическая судьба не умаляет гениальности инженерной мысли, стоявшей за этим уникальным самолетом.
Источник: PlaneHistoria
Номер патента: 433925
Автор: Джек Ли-Хаворт
Мой перевод.
[Landmine] Авиация Армия Авиация Дирижабль Гидросамолет Мой перевод Пятница Теги Landmine Военная история Авиационная техника Военная техника Длинный пост 4Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Blackburn B20: летающая лодка с раскладным днищем.