
На месте падения самолёта.
История самолёта и скрытая неисправность
Самолёт Ту-134Б с бортовым номером 65703 был произведён Харьковским авиационным заводом в августе 1980 года и первоначально поступил в Министерство гражданской авиации. Летом 1982 года лайнер перевели в Бакинский объединённый авиаотряд Азербайджанского управления гражданской авиации. К моменту трагедии самолёт уже выработал около 90% своего ресурса.
Особенностью этого конкретного воздушного судна была давняя техническая проблема: при включении системы кондиционирования в кабину проникал запах масляной гари. Несмотря на неоднократные записи в бортовом журнале (последняя была сделана 27 октября 1995 года), выявить и устранить коренную причину этой неисправности так и не удалось.
Роковой день: 5 декабря 1995 года
Аэропорт Баку, Азербайджан
15:20
5 декабря 1995 года
В тот день экипаж выполнял разворотный рейс Баку — Нахичевань — Баку. Вылет из Баку состоялся в 15:30, и примерно через час лайнер благополучно приземлился в Нахичевани. Никаких замечаний у экипажа не было.
В 17:00 началась подготовка к обратному рейсу в Баку. Процедуры запуска двигателей и руления прошли штатно, без каких-либо признаков неисправностей, которые могли бы помешать взлёту.

Ту-134Б-3 авиакомпании «Азербайджанские авиалинии», аналогичный разбившемуся.
Взлёт и цепь роковых событий
В 17:17 самолёт поднялся в воздух. Всего через несколько секунд после отрыва от полосы, на высоте около 10 метров, произошёл отказ левого двигателя. Самолёт сразу же начал крениться влево.
Экипаж, пытаясь парировать крен, начал отклонять штурвал и педали. Однако в стрессовой ситуации пилоты допустили критическую ошибку: вместо того чтобы работать с отказавшим левым двигателем, они, судя по показаниям приборов, ошибочно приняли за проблемный правый. Эта путаница стала фатальной.

Кабина пилотов самолёта Ту-134.
На 96-й секунде полёта, наблюдая падение оборотов и рост температуры, бортмеханик, следуя предполётной инструкции, принял решение заглушить «проблемный» двигатель. Но он отключил не отказавший левый, а исправно работающий правый двигатель.
«Полный отказ второго двигателя», — доложил он командиру. Теперь самолёт с двумя неработающими двигателями оказался в практически безнадёжном положении.
Падение и последствия
На высоте около 200 метров самолёт потерял скорость и управляемость. Попытка экипажа резким манёвром уклониться от жилых кварталов привела к критическому крену в 36° (при допустимом максимуме в 15°).
В 17:54, с вертикальной скоростью 10 м/с, Ту-134 врезался в землю на окраине Нахичевани, в 3,5 км от торца взлётно-посадочной полосы. При ударе оторвались консоль крыла, хвостовая часть, стабилизатор и правый двигатель. К счастью, пожара на месте катастрофы не возникло.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Спасатели прибыли на место лишь через час. К тому моменту местные жители и военные уже извлекли из обломков тела и раненых. Всего на борту находились 5 членов экипажа и 50 пассажиров. Погибли 2 члена экипажа (второй пилот и стюардесса) и 44 пассажира, сидевшие в центральной части салона.
Выводы комиссии и причины катастрофы
Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), катастрофа произошла по комплексу причин:
- Человеческий фактор и ошибка экипажа: В стрессовой ситуации после отказа левого двигателя пилоты неверно идентифицировали отказавший агрегат. В результате был ошибочно отключён исправный правый двигатель, что лишило самолёт всей тяги.
- Конструктивные недостатки кабины Ту-134Б: Эргономика приборной панели и расположение индикаторов не позволяли экипажу быстро и безошибочно определить, какой именно двигатель вышел из строя.
- Эксплуатация с неисправностью: Левый двигатель более 30 часов эксплуатировался с неустранённым дефектом (прогар топливной форсунки), что в итоге и привело к его отказу при взлёте.
- Недостатки в подготовке: На тренажёрах Ту-134 не отрабатывались в полной мере действия экипажа в ситуации отказа двигателя на взлёте, особенно при пилотировании с места второго пилота.
Комиссия также отметила, что техническая информация по эксплуатации двигателей Д-30 своевременно не доводилась до всех авиапредприятий стран СНГ. МАК рекомендовал внести изменения в руководства и тренажёрную подготовку, а также провести дополнительные исследования для повышения безопасности.
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday
[моё]АвиацияСамолетПолетАэропортГражданская авиацияПилотТу-134АзербайджанКатастрофаАвиакатастро Длиннопост 144Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Заглушили работающий двигатель, катастрофа Ту-134 в Нахичевани.