Гиганты неба: самые мощные грузовые вертолеты в истории

Способность к вертикальному взлету и посадке — ключевое, но не единственное достоинство вертолетов. Со временем они стали незаменимыми машинами для транспортировки тяжелых и крупногабаритных грузов, особенно в труднодоступные районы. В этом обзоре представлена десятка самых мощных винтокрылых гигантов, чьи возможности поражают воображение.

Агуста Вестленд AW101: Надежный универсал

Открывает рейтинг британско-итальянский вертолет AgustaWestland AW101, предназначенный как для военных, так и для гражданских задач. При грузоподъемности 5520 кг он является самым «легким» в этом списке, но от этого не менее значимым.

Вертолет AgustaWestland AW101

Первый полет машина совершила в 1987 году, а на вооружение поступила в 1999-м, заменив собой устаревшие модели вроде Sikorsky SH-3 Sea King. AW101, также известный как Merlin, выполняет широкий спектр задач: от транспортных перевозок и противолодочной борьбы до поисково-спасательных операций. Его используют военные многих стран, включая Великобританию, Данию и Португалию. Канадские ВВС применяют модификацию CH-149 Cormorant для морских спасательных работ, а в США на его базе создавали президентский вертолет VH-71 Kestrel.

Еврокоптер EC725 Caracal: Европейский тяжеловес дальнего действия

Европейский тактический транспортный вертолет Eurocopter EC725 Caracal способен поднимать до 5670 кг полезной нагрузки на большие расстояния.

Вертолет Eurocopter EC725 Caracal

Совершивший первый полет в 2000 году, этот вертолет предназначен для переброски войск, медицинской эвакуации и боевого поиска. Он является военной версией гражданского EC225 Super Puma. С 2015 года машина производится под обозначением H225M на заводах во Франции и Бразилии. Помимо европейских стран и Бразилии, EC725 служит в ВВС Индонезии, Кувейта, Малайзии, Мексики и других государств. Всего выпущено более 2000 единиц различных модификаций.

Сикорский CH-54 Tarhe: Американский летающий кран

Американский тяжелый транспортный вертолет Sikorsky CH-54 Tarhe, созданный по уникальной схеме «летающего шасси», мог перевозить на внешней подвеске до 9072 кг груза.

Вертолет Sikorsky CH-54 Tarhe

Первый полет прототипа S-64 состоялся в 1962 году. Армия США закупила 105 таких машин, которые активно использовались во Вьетнаме, в том числе для эвакуации поврежденной авиатехники. Позже CH-54 были заменены на CH-47 Chinook, но некоторые оставались в строю Национальной гвардии до 1990-х годов. Гражданская версия, S-64E Skycrane, нашла применение в различных отраслях хозяйства.

Сикорский S-64E Skycrane: Гражданский чемпион по подъему

Гражданский тяжелый вертолет Sikorsky S-64E Skycrane сертифицирован для перевозки подвесных грузов массой до 10 160 кг, что делает его одним из самых мощных в своем классе.

Вертолет С-64Э небесный кран на тушении пожара

С 1992 года права на производство принадлежат компании Ericsson Aircrane, которая модернизировала планер и системы вертолета. S-64 широко используется для тушения лесных пожаров, будучи оснащенным специальным баком на 10 000 литров. Один из самых известных вертолетов, названный «Элвис», долгие годы работал в Австралии.

Ми-6: Советский рекордсмен

Советский тяжелый многоцелевой вертолет Ми-6 — настоящая легенда. При заявленной полезной нагрузке в 9000 кг, в особом режиме (с уменьшенным запасом топлива) он мог поднимать до 12 000 кг.

Вертолет Ми-6

Созданный в ОКБ Миля, этот вертолет в 1961 году первым в мире среди винтокрылых машин превысил скорость 300 км/ч. Он стал пионером в регулярной транспортировке крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Ми-6 установил 16 мировых рекордов и экспортировался во многие страны. Всего было выпущено 926 машин, производство которых завершилось в 1980 году в связи с появлением более совершенного Ми-26.

Обратите внимание: Самые красивые кадры дикой природы России 2023.

Боинг CH-47 Chinook: Долгожитель Запада

Американский тяжелый транспортный вертолет продольной схемы Boeing CH-47 Chinook и его модификация MH-47E способны перевозить до 12 284 кг груза.

Боинг CH-47 Чинук

Совершивший первый полет в 1961 году, «Чинук» остается одним из самых тяжелых западных вертолетов и одним из немногих, находящихся в производстве и эксплуатации более 60 лет. Он неоднократно модернизировался, участвовал во множестве конфликтов и экспортировался в более чем 20 стран. Гражданская версия, Boeing Vertol 234, использовалась для пассажирских перевозок, лесозаготовок, строительства и тушения пожаров.

Ми-10: Летающий кран СССР

Советский военно-транспортный вертолет Ми-10, созданный на базе Ми-6, был специализированным «летающим краном». Его нормальная грузоподъемность составляла 12 000 кг, а максимальная могла достигать 15 000 кг.

Вертолет Ми-10

Первый полет прототипа состоялся в 1960 году, а в 1961-м был установлен рекорд — подъем 15 103 кг на высоту 2200 метров. Однако из-за узкой специализации (груз должен был иметь специальные узлы для захвата) широкого распространения машина не получила. Всего было построено 24 серийных Ми-10.

Ми-10К: Строитель небоскребов

Усовершенствованная версия Ми-10К была создана специально для строительно-монтажных работ.

Вертолет Ми-10К

Он отличался укороченными стойками шасси и наличием кабины оператора кранового оборудования под фюзеляжем. Именно Ми-10К в 1981 году впервые в СССР осуществил монтаж 240-метровой телебашни в Харькове, доказав свою уникальность в гражданской сфере.

Sikorsky CH-53E Super Stallion: Морской тяжеловес США

Американский тяжелый вертолет Sikorsky CH-53E Super Stallion, созданный для Корпуса морской пехоты, способен поднимать на внешней подвеске до 16 300 кг. Это один из крупнейших вертолетов западного производства.

Вертолет Sikorsky CH-53E Super Stallion

Разработанный в 1970-х годах как развитие CH-53 Sea Stallion, он получил третий двигатель и усиленную конструкцию. Super Stallion может транспортировать тяжелую технику, включая бронемашины и артиллерийские орудия. Его морская версия, MH-53E Sea Dragon, используется для траления мин и дозаправляется в воздухе.

Ми-26: Современный гигант

Советско-российский тяжелый транспортный вертолет Ми-26 — самый грузоподъемный серийный вертолет в мире на сегодняшний день. Он способен перевозить до 20 000 кг полезной нагрузки внутри грузовой кабины или на внешней подвеске.

Вертолет Ми-26

Первый полет состоялся в 1977 году. Ми-26 был создан для перевозки тяжелой военной техники и сыграл огромную роль в народном хозяйстве. Он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работал в «горячих точках» и продолжает использоваться по всему миру. На конец 2019 года было построено около 330 машин различных модификаций.

В-12 (Ми-12): Непревзойденный рекордсмен

Абсолютным чемпионом по грузоподъемности является экспериментальный советский вертолет В-12 (или Ми-12). Эта гигантская машина поперечной схемы с двумя несущими винтами была построена в двух экземплярах.

Вертолет В-12

6 августа 1969 года В-12 установил непревзойденный до сих пор мировой рекорд, подняв груз массой 44 205 кг на высоту 2255 метров. Несмотря на этот успех, проект был закрыт: военные отказались от перевозки баллистических ракет вертолетами, а для народного хозяйства хватало возможностей Ми-6 и Ми-10. Уникальный вертолет так и остался в истории как свидетельство инженерного гения советских конструкторов.

История авиации (наука) Технологии Видео о вертолетах 10 самых длинных постов на YouTube 4

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Самые грузоподъемные вертолеты в мире.