Чрезвычайное приводнение Ан-24 на реку Обь: хроника катастрофы и анализ причин

11 июля 2011 года произошла чрезвычайная ситуация с самолетом Ан-24 авиакомпании «Ангара», выполнявшим рейс из Томска в Сургут. Возраст воздушного судна составлял 36 лет. На его борту находились 33 пассажира и 4 члена экипажа.

Опытный экипаж

Управление лайнером было доверено квалифицированным специалистам. Командиром воздушного судна (КВС) был 48-летний Андрей Михайлович Глазин, чей общий налет составлял 4570 часов, из которых 4064 часа — на Ан-24. Вторым пилотом работал 53-летний Сергей Григорьевич Смирнов с налетом 9476 часов (более 5100 на Ан-24). Бортинженером являлся 47-летний Сергей Николаевич Фисичко, налетавший 9197 часов исключительно на данном типе самолета. Обслуживанием пассажиров в салоне занимался один бортпроводник.

Примерно через полтора часа полета на крейсерской высоте 6000 метров в кабине прозвучал сигнал тревоги, указывающий на наличие посторонних частиц в масле левого двигателя (двигатель №1). Несмотря на сигнал, параметры работы силовой установки оставались в пределах нормы. Командир дал указание экипажу усилить контроль за его показателями.

Развитие аварийной ситуации

Спустя восемь минут КВС почувствовал в кабине характерный запах гари. Он приказал снизить режим работы проблемного двигателя и принял решение следовать на запасной аэродром в Нижневартовске, расположенный в 150 километрах. Получив разрешение диспетчера, экипаж начал снижение до высоты 4800 метров. Левый двигатель был переведен на режим малого газа, его воздухозаборник закрыт. Вскоре бортинженер доложил о падении давления масла. Несмотря на тревожные показания, командир принял решение не глушить двигатель полностью, а лишь продолжить полет на его пониженных оборотах. Экипаж активировал сигнал бедствия.

Психологический фактор: Как показало последующее расследование, командир в тот момент был психологически не готов к отключению двигателя в реальном полете. За всю свою карьеру на Ан-24 у него не было практического опыта полетов с одним работающим двигателем. Анализ его личности выявил низкую устойчивость к стрессу в экстренных ситуациях, что проявилось в затягивании решения об остановке неисправной силовой установки.

После достижения высоты 4800 метров экипаж получил разрешение на дальнейшее снижение. На отметке 3600 метров, в 77 километрах от Нижневартовска, сработала сигнализация «опасной вибрации» левого двигателя. По команде капитана бортинженер наконец заглушил двигатель №1, зафлюгировал его винт, отключил генератор и пожарный кран. Управление самолетом было передано второму пилоту, как более опытному на данном типе воздушного судна. Проверка двигателя на «чистоту» (отсутствие пламени) выявила открытый пожар, о чем немедленно было доложено диспетчеру.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Пилоты начали аварийное снижение, а бортинженер приступил к тушению пожара с помощью бортовой системы.

Борьба с огнем и принятие решения

Стремительное развитие событий сконцентрировало все внимание командира на действиях бортинженера по тушению. Он неоднократно отдавал команды на активацию второй очереди системы пожаротушения, что свидетельствовало о высоком уровне стресса и фиксации на этом единственном, как ему казалось, шансе. Бортинженер, вероятно, также испытывал сильное давление. На бортовом самописце зафиксирована реплика второго пилота, который, возможно, предотвратил ошибочное распыление огнетушащего вещества в исправный правый двигатель.

Спустя минуту командир констатировал, что огонь усиливается, а система пожаротушения неэффективна. В разрыве облаков он увидел реку и принял судьбоносное решение о вынужденной посадке на воду.

Приводнение

КВС сообщил диспетчеру: «302, мы садимся на воду, горим». В кабине чувствовалось напряжение. Члены экипажа, заметив нервозность командира, пытались его успокоить, заверяя, что ситуация под контролем. КВС отдал указание бортпроводнику подготовить пассажиров к жесткой посадке.

Ан-24 на скорости около 240 км/ч совершил приводнение на реку Обь в 17 километрах от аэропорта Стрежевой. В момент удара о воду левый двигатель и стойка шасси были оторваны. Самолет, двигаясь по воде, столкнулся с неровностями дна, что привело к разрушению нижней части фюзеляжа и отрыву хвостового оперения. Салон начал заполняться водой.

Спасение и последствия

Пассажиры и экипаж начали эвакуацию через аварийный люк в кабине пилотов и через повреждения в хвостовой части. Им на помощь оперативно прибыли местные жители и рыбаки на катере. Из 37 человек, находившихся на борту, к сожалению, погибли 7.

Выводы расследования

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета установили, что причиной пожара стали дефектные компоненты, установленные в двигатель во время предыдущего ремонта. Ключевым фактором, усугубившим ситуацию, была названа психологическая неготовность командира своевременно заглушить неисправный двигатель из-за отсутствия практического опыта подобных отказов. Также отмечалось, что экипаж с опозданием обнаружил открытое пламя, что снизило эффективность борьбы с пожаром.

Стоит отметить, что два члена комиссии выразили особое мнение, указав в качестве сопутствующих факторов недостатки в системе пожарной сигнализации и в руководствах по летной эксплуатации самолета Ан-24.

«Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Садимся на воду, горим», приводнение Ан-24 в Сибири.