Экспериментальный гибрид Sikorsky S-72 RSRA: Вертолет, который мог летать как самолет

Уникальный летательный аппарат для исследований

RSRA (Rotor Systems Research Aircraft), также известный как Sikorsky S-72, представляет собой уникальный экспериментальный гибридный летательный аппарат, созданный инженерами компании Sikorsky при поддержке и финансировании Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA). Эта машина была специально разработана для испытаний новых технологий несущего винта в условиях высоких скоростей полета. Конструкция RSRA объединила в себе черты вертолета и самолета: аппарат мог летать, используя несущий винт, крылья и вспомогательный реактивный двигатель, а также мог совершать полет в режиме самолета, отключив несущий винт. Программа по созданию этого инновационного летательного аппарата стартовала в 1971 году.

Конструктивные особенности и силовая установка

Силовая установка S-72 была не менее уникальной, чем сама концепция. Аппарат оснащался четырьмя двигателями: двумя турбовальными General Electric T58-GE-5 и двумя турбовентиляторными General Electric TF34-GE-400A, которые были позаимствованы у вертолета S-61 Sea King. Для посадки и взлета использовалось шасси, взятое от истребителя F-5 Tiger. Учитывая экспериментальный и потенциально опасный характер испытаний, для обеспечения безопасности экипажа на S-72 была установлена специальная катапультная система, которая в аварийной ситуации позволяла сбросить несущий винт, прежде чем катапультировать пилотов.

Итоги программы и дальнейшая судьба

Активная фаза летных испытаний RSRA завершилась в 1979 году, и за все время программа налетала около 60 часов. Хотя в итоге для создания скоростных винтокрылых машин военные выбрали концепцию конвертоплана, реализованную в V-22 Osprey, многие технические решения, отработанные на S-72, впоследствии нашли применение в других проектах Sikorsky, таких как перспективный вертолет S-97 Raider. Интересно, что один из прототипов S-72 в 1986 году был задействован в еще более футуристической программе X-Wing, предполагавшей создание винтокрыла с остановленным несущим винтом, превращающимся в крыло, однако в этой конфигурации машина так и не поднялась в воздух.

Для более глубокого погружения в тему рекомендуем ознакомиться с документальными фильмами об авиации (на английском языке).

Оба построенных прототипа Sikorsky S-72 сохранились до наших дней, хотя и находятся не в лучшем состоянии, напоминая об амбициозной, но незавершенной исследовательской программе.

Дополнительные материалы

Если вы хотите узнать больше об этом уникальном летательном аппарате, предлагаем изучить следующие источники:

1) https://sikorskyarchives.com/home/sikorsky-product-history/h...

2) https://sikorskyarchives.com/home/sikorsky-product-history/h...

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Где винт потерял (Sikorsky S-72)?.