«Телефонная будка»: как Хичкоковская идея стала триллером в 80 минут

Продолжаем наше кинопутешествие! В этом обзоре мы погрузимся в мир напряженных сюжетов и мастерского саспенса, рассматривая фильмы самых разных эпох и жанров — от признанной классики до свежих картин. Цель — показать всё богатство и разнообразие кинематографа. И сегодня в центре внимания — фильм, действие которого разворачивается буквально на одном квадратном метре.

Главный герой, Стю Шепард (Колин Фаррелл) — нью-йоркский пиарщик, чья жизнь построена на обмане. Он врет клиентам, врет жене (Рада Митчелл), а для тайных звонков молодой актрисе Памеле (Кэти Холмс) использует уличную телефонную будку, чтобы скрыть следы. Но однажды этот аппарат звонит сам. Подняв трубку, Стю слышит голос незнакомца (Кифер Сазерленд), который сообщает, что держит его на прицеле. Выход из будки равносилен смерти. Так начинается психологическая дуэль, где снайпер требует от героя полного признания во всех его грехах.

Неосуществленная мечта Хичкока

В истории кино лишь два имени стали нарицательными для целых направлений: Уолт Дисней — для анимации, и Альфред Хичкок — для триллера. Автор «Психо» как-то заявил, что сможет снять захватывающий фильм, действие которого целиком произойдет в телефонной будке. Эта идея, подобно недоказанной теореме, долгие годы витала в Голливуде, ожидая своего воплощения. И хотя сам Хичкок её так и не реализовал, сомнений в его способности это сделать у киноведов нет.

Кто воплотил замысел?

Режиссёрская карьера Джоэля Шумахера напоминает череду взлётов и падений. После относительного провала «Плохой компании» ему была необходима убедительная победа. «Телефонная будка» (2002) стала именно таким триумфом, блестяще доказав жизнеспособность хичкоковской концепции. Однако львиная доля успеха принадлежит сценаристу Ларри Коэну.

Гений сценария: правый террорист и симпатичный лжец

Смелость Коэна проявилась в том, что он не сделал снайпера однозначным злодеем. Напротив, этот персонаж во многом выступает как голос совести и карающая длань. Противостояние между ним и Шепардом динамично: зритель то сочувствует загнанному в угол пиарщику, то восхищается холодной логикой и предвидением его мучителя. Эта моральная амбивалентность и делает поединок столь захватывающим.

Можно дискутировать о морали такого сюжета.

Обратите внимание: Какая была телефонная связь в годы гражданской войны?.

Но 80-минутный хронометраж не даёт задуматься — фильм затягивает с первых секунд, демонстрируя редкую для Голливуда тех лет сжатость и динамику.

Чёрный юмор и блестящий актёрский дуэт

Несмотря на психологический накал, в фильме много чёрного юмора. Снайпер явно получает удовольствие от своей власти («Кого убьём? Твою жену или любовницу? Выбирай!»). На вопрос Шепарда «Зачем тебе это?» он искренне отвечает: «Потому что это весело!» — и эта оценка в полной мере относится и к самому фильму.

Колин Фаррелл идеально вжился в роль неприятного, но вызывающего жалость лжеца, подтвердив свой статус восходящей звезды. Кифер Сазерленд, чей голос мы слышим на протяжении почти всего фильма, создал образ почти мистической силы — его персонаж звучит как беспристрастный судья или рок.

Эпилог: одна идея — два сценария

Идея «пленного звонка» так увлекла Ларри Коэна, что он развил её в другом сценарии — «Сотовый» (2008). Там герой получает звонок от похищенной женщины и должен найти её до того, как сядет батарея телефона. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Если вам понравился этот разбор, подписывайтесь на канал! Делитесь своим мнением, предложениями и пожеланиями в комментариях — для нас важно каждое слово.

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Телефонная будка. Снайпер на проводе, или триллер на одном квадратном метре.