Проект винтокрыла «X» на базе Ли-2, 1952 год

Проект винтокрыла "Х" на базе Ли-2 фигура

В конце 1951 года конструкторы вертолетов и автожиров Н. И. Камова, В. В. Никитин и В. Б. Баршевский разработали принципиально новый тип самолета с вертикальным взлетом и посадкой, получивший название винтокрылая машина «Х".

Проект винтокрыла «Х» на базе Ли-2.

Винтокрылая машина «Х» задумывалась как универсальный транспортный самолет, сочетающий в себе вертикальный взлет и посадку вертолета со скоростными характеристиками самолета. Чтобы ускорить и облегчить создание столь сложного комбинированного самолета, конструкторы решили использовать в качестве основы самолет Ли-2 и снабдить его дополнительными агрегатами двигателей и несущими винтами.

Проект винтокрыла «Х» на базе Ли-2 схема.

Рассматриваются несколько конструкций несущего винта, в том числе реактивный с прямоточным воздушно-реактивным двигателем конструкции Бондарука, одиночный винт с турбовинтовым двигателем ТВ-2, соосный винт, также приводимый в движение ТВ-2 и т.д.

Схема загрузки винтокрылого аппарата «Х».

К концу мая 1952 года ОКБ Камова (ОКБ-4) представило эскизный проект винтокрылой машины. Его основной целью была переброска 25 десантников и шасси в места, недоступные для десантирующей авиации. Кроме того, как и Ли-2Т, винтокрылая машина смогла перевезти на носилках 18 раненых. По сравнению с Ли-2Т решалась задача увеличения дальности переносного шасси.

Оборудование винтокрылой машины позволяет ей совершать полеты днем ​​и ночью как в легких, так и в сложных метеоусловиях.

Проект винтокрыла «Х» на базе Ли-2.

Сюда входит неоправданный оптимизм в определении весовых характеристик и расчете тяги, не говоря уже о проблемах «резонанса с грунтом», схождения лопастей, флаттера и других особенностей конструкции вертолета, неизвестных в начале пятидесятых годов.

Обратите внимание: Такой похожий, но такой другой: проект российского ТТС "Слон" - превзошел сам легендарный Ан-124 "Руслан".

Недостатки машины были выявлены. Но в нем были передовые тенденции, которые дали толчок к созданию и строительству более смелой конструкции — винтокрыла Ка-22.

Однако с появлением вертолетов (Ми-4 и Як-24) развитие винтокрылой техники пришлось остановить. Винтокрылая машина ОКБ Мира и Яковлева «Грузовик» взлетела в воздух в 1952 году, опередив Ли-2 с соосным винтом. Естественно, в таких условиях доводить необычную машину до летных испытаний уже не имело смысла. Однако нам удалось построить большую модель для направления ветра через аэродинамическую трубу и получить различные коэффициенты. Модель была очень крупной, поскольку в качестве соосной опорной системы была принята готовая колонна с двумя трехлопастными винтами (диаметром 5,8 м) от вертолета Ка-10. Модель с электроприводом прошла испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ.

На этом все работы по машине прекратились.

Не будем забывать, что разработка винтокрыла «Х» началась еще в 1951 году, и летающих вертолетов с подобной грузоподъемностью на тот момент не было.

Источники:

"Самолеты мира" №01-02, 1997г. Сергей Колов. Винтокрылый проект «Х».

«Самолеты мира» №02, 2000г. Владимир Перов, Олег Расленин. Ли-2 - «Воздушный шланг».

http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/vertolety/vertole...

Авиация Вертолет Самолет Проект Винтокрылая техника Камов X Военная техника История авиации Военный воздушный транспорт Авиация Самолетостроение Длинный пост Яндекс Дзен (Ссылка) 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Проект винтокрыла «X» на базе Ли-2, 1952 год.