Замысел и концепция
В 1951 году группа талантливых советских конструкторов, включая Н. И. Камова, В. В. Никитина и В. Б. Баршевского, приступила к разработке революционного летательного аппарата, получившего обозначение «Х». Их целью было создание винтокрылой машины — гибрида, сочетающего лучшие качества вертолета и самолета. Основной идеей было обеспечить аппарату возможность вертикального взлета и посадки, как у вертолета, сохранив при этом высокую крейсерскую скорость, характерную для самолетов.
В качестве базовой платформы для ускорения работ был выбран хорошо освоенный в производстве и эксплуатации транспортный самолет Ли-2. Конструкторы планировали оснастить его дополнительными силовыми установками и несущими винтами, что должно было превратить классический самолет в универсальный транспортный аппарат нового поколения.
Технические решения и варианты конструкции
При проектировании винтокрыла «Х» инженеры рассматривали несколько принципиально разных схем несущей системы. Среди предложенных вариантов были реактивный винт с прямоточным воздушно-реактивным двигателем конструкции Бондарука, одиночный несущий винт, приводимый в движение турбовинтовым двигателем ТВ-2, а также соосная винтовая система, также работающая от ТВ-2. Каждая из этих схем имела свои потенциальные преимущества и технические сложности, требующие глубокой проработки.
Предназначение и тактико-технические требования
К маю 1952 года ОКБ Камова (ОКБ-4) завершило эскизное проектирование. Основной задачей для винтокрыла «Х» определялась транспортировка десантных подразделений. Аппарат должен был доставлять 25 полностью экипированных десантников вместе с легким колесным шасси в районы, недоступные для обычной транспортной авиации. Кроме того, машина проектировалась в санитарном варианте, способной, подобно Ли-2Т, перевозить 18 раненых на носилках. Важным требованием было значительное увеличение дальности полета с грузом по сравнению с базовым Ли-2. Проектом также предусматривалось оснащение для полетов в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
Проблемы и наследие проекта
При всей прогрессивности замысла, в проекте присутствовал излишний оптимизм. Конструкторы столкнулись с трудностями в точной оценке весовых характеристик и расчете необходимой тяги. Кроме того, в начале 1950-х годов еще не были до конца изучены и решены многие специфические проблемы винтокрылых аппаратов, такие как «резонанс с грунтом», опасность схлестывания лопастей несущих винтов и явление флаттера. Эти недостатки впоследствии были выявлены, однако сама концепция содержала передовые инженерные идеи. Именно работа над проектом «Х» заложила теоретический и практический фундамент для создания более совершенного и известного винтокрыла Ка-22.
Обратите внимание: Такой похожий, но такой другой: проект российского ТТС "Слон" - превзошел сам легендарный Ан-124 "Руслан".
Завершение работ и исторический контекст
Развитие проекта «Х» было остановлено в связи с успешным созданием и запуском в серию новых тяжелых транспортных вертолетов Ми-4 и Як-24, которые уже могли решать многие из поставленных задач. Конкурирующая винтокрылая машина ОКБ Миля и Яковлева, известная как «Грузовик», совершила первый полет в 1952 году, опередив разработку на базе Ли-2. В этих условиях продолжение работ по сложному и необычному гибридному аппарату сочли нецелесообразным.
Тем не менее, проект не пропал даром. Для его исследований была построена крупномасштабная модель, оснащенная готовой соосной несущей системой от вертолета Ка-10 (два трехлопастных винта диаметром 5,8 м). Эта модель с электроприводом прошла цикл испытаний в аэродинамической трубе ЦАГИ, позволив получить ценные данные. На этом практические работы по машине «Х» были окончательно прекращены.
Важно отметить, что разработка винтокрыла «Х» началась в 1951 году, когда в мире еще не существовало вертолетов, способных поднимать аналогичный по массе и габаритам полезный груз. Этот проект стал смелой и амбициозной, хотя и не реализованной, попыткой советских авиаконструкторов проложить новый путь в развитии транспортной авиации.
Источники информации
Источники:
"Самолеты мира" №01-02, 1997г. Сергей Колов. Винтокрылый проект «Х».
«Самолеты мира» №02, 2000г. Владимир Перов, Олег Расленин. Ли-2 - «Воздушный шланг».
http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/vertolety/vertole...
Авиация Вертолет Самолет Проект Винтокрылая техника Камов X Военная техника История авиации Военный воздушный транспорт Авиация Самолетостроение Длинный пост Яндекс Дзен (Ссылка) 3Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Проект винтокрыла «X» на базе Ли-2, 1952 год.